Красота это имя существительное

красота это имя существительное Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области».

УРОК- ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные»

Провела с обучающимися 5 класса

учитель русского языка и литературы

Малахаева Т.В.

2010-2011 уч. год.


Цели урока: 1.Повторить и систематизировать изученное об имени существительном.

2.Закрепить знания учащихся о роли существительного в художественной

речи, в речевом высказывании.

3.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5.Формировать эмоциональную культуру учащихся и целостное отношение

к искусству через выразительное чтение стихов.

5.Развивать монологическую и диалогическую речь.


Материалы и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран,

презентация урока-проекта «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные», запись музыки

П.И.Чайковского «Времена года» « Подснежник», текст стихотворения А.Фета «Это утро», картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода», «Лист мудрости», словари В.И.Даля, С.И. Ожегова, лингвистические сказки, презентация игры «Кто? Что?».
План урока:

1.Тема и постановка проблемных вопросов.

4.Отчет творческих групп о проделанной работе: лингвистические сказки,

презентация игры «Кто? Что?», творческая работа «История имен».

4.Работа с текстом стихотворения А.Фета «Это утро» и описание картины

И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

4.Презентация урока по теме: «Имена существительные собственные

и нарицательные, одушевленные и неодушевленные».


Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали

Просто «Здравствуйте!»

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало?

Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому солнца прибавляется в мире и радостней делается жизнь. А главное-

Это доброе начало.

Слайд № 1 Урока-проекта

Учитель: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные». Наша задача-видеть, слышать, находить имена существительные в художественном тексте, знать грамматические признаки имени существительного, правильно писать и употреблять существительные в речи.

Слайд №2. В центре проекта - Проблемные вопросы.

1.Какую роль играют имена существительные в художественном тексте,в речевом высказывании?

2.Как разграничиваются имена существительные одушевленные и неодушевленные?

3.Как пишутся имена собственные и нарицательные?

4.В чем заключается «волшебство» имени существительного?

Учитель:Ребята, имя существительное в русском языке является важнейшей

Частью речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя сущ-еЕще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления,и эти наименования закреплялись в языке. По заключению ученых,имя сущ-е появилось в речи в числе самых первых слов.

Произнесем эпиграф к нашему уроку.

Дети: Имя существительное, мы с тобой дружны,

Разные предметы называешь ты,

Очень удивительное имя существительное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Чтобы все отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

Учитель: Проект подготовили инициативные творческие группы.

Слайд № 3. Фотографии творческих инициативных групп.

Учитель: Ребята Первой творческой группы сочинили

Лингвистические сказки.

Ребята Второй творческой группы-сделали презентацию игры «Кто? Что?»

Третья творческая группа представит творческую работу «История имен».

Слайд № 4. Источник информации.

Учитель: Ребята, а где вы искали информацию? Дети: Обращались к материалам учебника, интернет –ресурсам, изучали справочную литературу, работали со словарями.

Учитель: Бесспорно,имена сущ.играют большую роль при описании какого-либо предмета, явления, а также имена сущ. играют важную роль и в поэтической речи и могут создать поэтическую картину.

Слайд № 5 –

Учитель: Запишем, ребята, число, классная работа, тему урока-проекта и запишем слова:

Красота, красивый, украшение, украсить.

Учитель: Можно ли назвать эти слова родственными или однокоренными?

(О.К. –Состав слова).

Дети: Да. Эти слова являются однокоренными.Однокоренными они называются потому, что в корне -Крас-заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Учитель:Какое лексическое значение слова «Красота»?

1. Красота-совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору,

Слуху; все красивое, прекрасное. Красота русской природы. Город, исключительный по красоте.

2.Красивые прекрасные места в природе, в художественных произведениях.

Красота природы.

Учитель: Найдите среди них имена сущ. И выпишите их на отдельную строчку.

Дети: красота. украшение.

Учитель: Как вы определили, что это имена сущ.?

Дети: Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопрос Кто? Что?

Учитель: Какими частями речи являются оставшиеся слова?

Дети: Красивый-прилагательное, украсить- глагол.

Мы не случайно записали слово Красота.

Учитель: Ребята, мы наблюдаем красоту повсюду:и в окружающей нас действительности, и в стихах о природе, и и на картинах великих художников. Проверим домашнее задание. Дома вы работали с художественным текстом, стихотворением А.Фета. Послушаем стихотворение А.А. Фета.

Агафонова А. Это утро, радость эта, Эти горы, эти долы,

Это мощь и дня и света, Эти мошки, эти пчелы,

Этот синий свод, Этот зык и свист,

Этот крик и вереницы, Эти зори без затменья,

Эти стаи, эти птицы, Этот вздох ночной селенья,

Этот говор вод, Эта ночь без сна

Эти ивы и березы, Эта мгла и жар постели,

Эти капли, эти слезы, Эта дробь и эти трели,

Этот пух не лист Это все -весна!

Учитель: Как можно озаглавить это стихотворение?

Дети: Весна. Весеннее пробуждение. Пробуждение природы. Весенняя радость, красота.

Учитель:Какова основная мысль стихотворения?

Дети: Поэт показал красоту и изменчивость природы весной.

Учитель: Что вас удивило в этом стихотворении?

Что показалось вам особенно интересным?

Дети: втор использовал большое количество сущ.

Учитель: Сколько сущ. вы нашли в тексте этого стихотворения?

Дети: 36 сущ.

Учитель: Как вы определили. что это сущ.?

Дети: Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопрос Кто?Что?

Учитель: Сколько в этом стихотворении предложений?

Дети: Одно.

Учитель: 36 сущ. и ни одного глагола.. Удивительно! С какой целью А.А.Фет использовал такое количество сущ. в одном предложении?

Дети: Чтобы показать изменчивость природы, ее красоту. Одна картина меняет другую, одно впечатление меняется другим, на смену ему торопится третье. Все живет в поэтической миниатюре, движется. Сколько красок, сколько звуков!

Учитель: Р ебята, какие непонятные слова встретились вам в тексте стихотворения?( вереницы, зык ) Вы работали со «Словарем живого великорусского языка В.И.Даля и толковым словарем С.И. Ожегова, где дается лексическое значение этих слов. На основе этого составили «Лист мудрости».Сравните, как дается толкование этих слов в разных словарях.
Вереницы - «Лист мудрости» читает ученик

Лист мудрости.

По словарю В.И.Даля.

Вереница- расположение чего- либо рядом, одного за другим в один порядок,гуськом, употребляется более в живом, движущемся,означая иногда и стаю, стадо, косяк, ватагу, множество.Пролетная птица тянется вереницей.

По словарю С.И.Ожегова.

Вереница- ряд сходных предметов, расположенных или следующих друг за другом цепью, один за другим. Вереница журавлей, вереница мыслей.


Зык- «Лист мудрости» читает ученик

Лист мудрости.

По словарю В.И.Даля.

Зык- зыкнуть, издавать зык, звук, гул, звон, протяжный стук или голос, особенно издали; кричать звать, аукать, крикливо петь, орать песни, плакать взрыдом, рыдать, стучать гулко!

Зыкни хорошенько, подай голос. Не зыкни, не пикни.

Животное зыкает, бегает с ревом, бесится от оводов.

Песни за горою поют- только зык стоит. У него зыку нет, голосу, охрип.

По С.И.Ожегову

Зыкнуть-(разг.) Громко и грубо, отрывисто крикнуть,

закричать на кого-нибудь.Издать резкий, гулкий звук

(зыкать, зыкаю, зыкаешь)

Учитель: Дайте определение сущ.

Дети: Сущ.- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? Что? Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными, изменяются по родам, числам и падежам. В предложении бывают подлежащим, дополнением. сказуемым, обстоятельством.

Учитель: Поэт в стихотворении рисует красоту природы, здесь есть живые и неживые предметы. Живые предметы отвечают на вопрос Кто? Это одушевленные сущ. Неживые сущ. отвечают на вопрос Что? Это неодушевленные сущ. Выпишите из текста одушевленные сущ. в первый столбик, неодушевленные сущ. –во второй столбик.

(Два ученика у доски выписывают: дети должны задавать вопрос и называть имя сущ.)

Кто? –птицы, пчелы, мошки. Что? Утро,свист, крик,радость

Учитель: Но не только поэты воспевали красоту природы, но и великие художники. Перед нами картина Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода», на которой художник описывает пробуждение природы весной. Представьте, что вы находитесь в лесу в весеннее половодье. Что вы видите, ребята, на картине?

Дети: Мы видим момент половодья, когда большая вода зотопила все.

Учитель: Как изображена вода? В каком она состоянии?

Дети: Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнаженные ветви деревьев.

Учитель: Какими красками художник написал пейзаж?

Дети: Художник написал пейзаж светлыми, чистыми красками.

Учитель: Составьте и напишите небольшой рассказ по картине Левитана «Весна. Большая вода»

На картине изображен момент половодья, когда большая вода затопила все вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнаженные ветви деревьев. Красивый пейзаж написан светлыми, чистыми красками. Особенно много оттенков голубого, желтого и зеленого цвета.

Задание по тексту: Синтаксический разбор первого предложения.1 ряд

Выписать слова на безударную гласную. 2 ряд.

Выписать именное и глагольное словосочетания.Подобрать антонимы к словам текста : большая-, красивый, светлыми-.

Учитель: Ребята, а что объединяет эти произведения искусства?

Дети: Известный поэт А.Фет и выдающийся художник Левитан изобразили красоту природы весной. И картина И.Левитана, и стих-е А.Фета пронизаны весенним светом, теплом, нежностью, несут ощущение приближения весны, красоты весенней природы.

Учитель: При помощи каких средств поэт А. Фет создает красоту весенней природы?

Дети: При помощи сущ. и слов других частей речи. Здесь мы видим словесное рисование.

Учитль: При помощи каких средств худ. Левитан описывает красоту весенней природы?

Дети: При помощи теплых красок: голубой, зеленой, белой.

Учитель: Как же рисуют природу поэт и худ.?

Дети: Красоту природы поэт рисует словми А худ.- красками.

Учитель:Какая же часть речи была нашей верной помощницей в описании весны на картине и в стихотворении?

Дети:В описании весны в стих. и на картине нашей верной помощницей

Была часть речи- имя сущ.

Учитель: Ребята, мы убедились, что имена существительные играют важную роль в художественном тексте и в речевом высказывании. И синтаксическая роль существительных велика: они могут быть подлежащим, дополнением,обстоятельством и даже сказуемым. Ребята первой творческой группы сочинили лингвистические сказки об имени существительном.Послушаем.

В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура Речи, жила была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы «Кто? Что?» А звали ее существительное. И было у нее три рода: мужской, женский и средний род и три склонения- первое, второе и третье склонение. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего является подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили поживали да добра наживали.

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели розы, нарциссы, тюльпаны и другие цветы. На улице Самостоятельной проживало имя Существительное. Это были маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?».У них было много настоящих друзей. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одеждах. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все имена существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. Вот такое удивительное Имя существительное.

В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили одушевленные и неодушевленные существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевленные так раскричались, что не заметили,как неодушевленные существительные ушли из царства. Обрадовались одушевленные существительные и решили, что они теперь главные. Но недолго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевленных существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным.Пошли они к неодушевленным прощения просить. С тех пор живут они дружно.


Презентация игры «Кто? Что?» (слайды № )

Загадок имею запас и вам предложу их сейчас. Сейчас будут звучать загадки,

а вы должны их отгадать и определить, одушевленные это существительные

или неодушевленные. Если отгадка –это существительное одушевленное и отвечает на вопрос « Кто?», то пишете в первый столбик. Если отгадка- это

существительное неодушевленное и отвечает на вопрос «Что?», то пишем во

второй столбик.

1.То рыжая, то серая,

А названьем белая.

(Белка)

2.Разноцветные ворота


На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

(Радуга)


3.Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки.

(Колокольчики)

4.Гудит мохнатенькая,

Летит за сладеньким. (Пчела)

5.Говорит она беззвучно, Ты беседуй чаще с ней-

А понятно и нескучно. Станешь вчетверо умней. (Книга)

1.Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

2.По реке плывет бревно-

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (Крокодил)

3.Кто имеет пятачок.

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

4.Красненькая Матрешка,

Беленькое сердечко. (Малина).

5.Нарядилась Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? (Капуста)


  1. Хвост на дворе

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (Ключ)


  1. Ходит, ходит.

А в избу не заходит. (Дверь)

3.Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждая путь врагу.

(Пограничник)

4.На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

(Человек).

5. Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

Учитель: Проблемная ситуация. Ребята, одушевленными или неодушевленными являются слова «мертвец, труп, кукла, народ».Вы,ребята, сказали, что имена существительные одушевленные служат названиями живых существ( людей, животных,птиц), отвечают на вопрос «Кто?». Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира: отвечают на вопрос «Что?» Изначально в русском языке категория одушевленности-неодушевленности складывалась как смысловая. Но с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевленные и неодушевленные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Оказывается, показателем одушевленности и неодушевленности существительного является совпадение ряда грамматических форм. Одушевленные и неодушевленные существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа.

У одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных существительных с формой именительного падежа.

Мн. Число. В.п.=Р.п.- одушевленные сущ.

И.п.=В.п.- неодушевленные сущ.

Например, нет друзей- вижу друзей

) но: нет столов – вижу столы)

Нет мертвецов – вижу мертвецов- одушевленное сущ.

Но: что? Трупы – вижу трупы- неодушевленное

Нет кукол- вижу кукол- одушевленное сущ.

Что? Народы – вижу народы- неодушевленное сущ.

Учитель: Ребята, а каких существительных больше в русском языке,собственных или нарицательных? Большая часть имен существительных- имена нарицательные. Они являются названиями живых существ, бытовых педметов, веществ, явлений.

В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор. заводов, книг, животных, людей. Рек много и они различны. Есть множество различных книг, а все-таки о каждой их них мы можем сказать: это –книга. О любой кошке мы говорим-это кошка.

Река, книга, кошка- это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того, чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему дается свое название.

Существительные собственные и являются названиями единичных предметов. Так каждая река имеет свое название (Волга, Енисей). У каждого человека есть свое имя, отчество и фамилия. Александр Сергеевич Пушкин-имя великого русского поэта. Одна из поэм Пушкина называется «Руслан и Людмила».

Свои собственные заглавия имеются у всех книг.

К существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных. Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова( имена собственные) но и устойчивые словосочетания( собственные наименования) Напимер, Млечный

Путь.


Имена собственные пишутся с большой буквы.Заглавия книг. Названия журналов, газет, картин, кинофильмов,спектаклей, заводов, фабрик, кораблей ит.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Байкал ( собственное)Куликовская битва( собств. Наименование

Газета «Известия»( название газеты)

Учитель: Ребята, отгадайте кроссворд и запишите имена собственные в тетрадь.

( Дети выполняют задание: Россия, Греция, Волга Ирина…)

Учитель:Ребята, а откуда взялись имена? Кто я? Вы не задавали себе такой вопрос? Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку- нередко единственному, всегда проблема для родителей!

Как вы думаете, ребята, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других? Да, действительно,ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

Ребята 3 творческой группы подготовили творческую работу

об истории имен.

(Богачкин С. Читает работу «История имен», Горбунова Ю.продолжает)

Слово учителя: Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство, храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе честное имя.

Учитель: Ребята, мы убедились, что имя существительное занимает одно из главных мест в русском языке, существительным является почти каждое второе слово в нашей речи. Существительное-это уникальная часть речи. Синтаксическая роль ее велика.Существительное может быть подлежащим,дополнением,обстоятельством и даже сказуемым.

Научились правильно писать имена собственные и нарицательные,

одушевленные и неодушевленные, употреблять существительные в речи, убедились в том, что существительное – волшебная часть речи.

Объявление оценок. Спасибо за урок! За хорошие ответы ребята получили солнышко.

Рефлексия:

Мне было интересно…

Новым для меня оказалось…

Я научился…

Я понял…

Домашнее задание: Параграф 91.92. Упр.494,497.


Памятка с.296.


Закрыть ... [X]

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и Как очистить кожу уголь

Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное Красота это имя существительное