Много элементов к одежде

При изучении одежды различают ее внутренние и наружные (внешние) размеры и форму. Потребителя в основном интересует внешняя форма одежды, являющаяся одним из элементов ее композиции. Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно-пространственной структурой, с другой стороны, единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т.е. композицией.

При разработке формы одежды и определении наиболее целесообразного метода формообразования следует учитывать такие свойства материалов, как волокнистый состав, поверхностная плотность, жесткость, драпируемость, осыпаемость, ширина и др.

Внешняя форма одежды является одним из основных элементов ее композиции. При изучении формы одежды выделяют четыре аспекта:

· ткань, фактура, цвет, декор, много элементов к одежде линии, отделки, видимые швы;

· степень свободы одежды, выражающаяся в степени ее прилегания к фигуре в различных точках;

· структура как геометрическая внутренняя характеристика формы;

· пластическая форма фигуры человека.

Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.

Силуэтные линии (плеч, талии, низа и другие линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и в профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания.

Конструктивные линии (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части много (детали) с целью создания объемной формы изделия конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами одежды являются: плечевые, боковые, пройма, горловина, швы рукавов. Эти швы остаются малозаметными на поверхности одежды, если не предусмотрено выделение их художественным оформлением модели.

К декоративным линиям относятся линии, образуемые различными отделками. Ими также могут быть контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).

К конструктивно-декоративным линиям относятся все видимые швы, используемые для следующих целей:

· решение формы (рельефы, боковые швы, швы кокеток, локтевые и внешние швы рукавов, швы втачивания рукава и т.д.);

· обеспечение в изделии необходимой равновесности и формоустойчивости, зависящих, в первую очередь, от направления нитей основы в деталях (например, наличие плечевого шва позволяет раскраивать детали спинки и переда, совмещая с нитями основы их средние линии).

Адаптивные швы (приспосабливающиеся к условиям раскроя) используют на невидимых участках одежды с целью экономии материала ( шов притачивания надставки к задней половинке брюк, шов притачивания надставки к рукаву сорочки или подкладки изделия и т.п.).

Вытачки в одежде представляют собой швы, которые используются для создания объемной формы деталей и не пересекают деталь полностью. Они могут быть на деталях переда в женских изделиях - нагрудные, на спинке - плечевые, в одношовном рукаве – локтевые, на деталях спинки, переда, юбки и брюк в области талии располагаются талиевые вытачки, которые в зависимости от места положения могут быть передними, задними и боковыми.

Форма не может существовать сама по себе, вне связи с конструкцией.

Конструкция (от латинского constructio) – строение, построение, устройство чего-либо. Конструкцию поэтому можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия. Для швейного изделия она представлена деталями и их формой.

Таким образом, поверхность одежды может расчленяться с помощью конструктивных (швы, вытачки и др.), конструктивно-декоративных элементов (рельефы, кокетки, подрезы и т.п.).

Кроме того, могут быть функционально-декоративные элементы – это средства, выполняющие определенную служебную роль и эстетическую функцию. К ним относятся застежки, карманы, шлицы, манжеты и др. Декоративные элементы одежды – это средства, выполняющие только эстетическую функцию. Они могут быть постоянными и сменными, плоскими и объемными, иметь различную конфигурацию и занимать различную площадь на поверхности. К ним относятся: декоративные швы, строчки, канты и т.д.а также вышивка или печатный рисунок, лента, тесьма, кружево, эмблемы и т.д.. Декоративными элементами являются также фурнитура и плоские детали (клапаны, листочки, паты, хлястики и др.).

Форма и размеры основных деталей одежды зависят, прежде всего, от покроя изделия. Покрой –это вид, придаваемый одежде тем или иным способом выкраивания и пошива, т.е. это характеристика членения одежды основными соединительными швами. Покрой определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. К основным признакам покроя плечевой одежды относятся: покрой рукава (форма его соединения с проймой), членение основных деталей (спинки и полочки) продольными (рельефами) и поперечными (характер соединения лифа с юбкой, наличие кокетки) швами.

Основными покроями рукава, существенно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и характеру соединения рукава с основными деталями (спинкой и полочкой), являются: втачной, реглан и цельнокроеный. Втачной рукав может иметь две разновидности: обычный (В) и рубашечный (ВР). Различные сочетания основных покроев рукава (В+Р; В+Ц, Р+Ц) образуют дополнительный, четвертый покрой, называемый комбинированным (К).

Одежда не имеет правильной геометрической формы. Она представляет собой сложную криволинейную поверхность в пространстве.

Форма одежды не существует вне человека, вне его пропорций, движений и образа. Поэтому говорят о системе «человек-одежда» или «человек-одежда-среда».

Характер членения одежды на составные части определяется :

· сложностью поверхности одежды и тела человека (поверхность относится к классу неразвертываемых, поэтому членение ее неизбежно);

· традициями конструирования;

· особенностями конкретной модели;

· требованиями художественной выразительности. Одежда с помощью удачно подобранных линий членения может подчеркнуть достоинства фигуры человека или скрыть ее недостатки, корректировать пропорции частей формы;

· трудностями технологической обработки материалов. Так в платье прилегающего силуэта вводится членение по линии. В деталях учитывается направление нити основы, поэтому вводится членение по плечевому участку;

· шириной и другими свойствами материала, которые требует дополнительного членения деталей.

Характеристику конструкции можно дать по следующим признакам:

· внешнему виду (покрой, силуэт);

· конструктивному построению отдельных деталей;

· свойствам материалов;

· форме соединения (виды швов).

 

Контуры деталей типовой конструкции одежды представляют собой замкнутый набор прямолинейных и криволинейных участков (срезов). Каждый срез детали конструкции имеет свое название (рисунок 2.4). Кроме того, в деталях имеются конструктивные уровни груди, талии бедер, линии сидения и колена в конструкции деталей брюк, линия локтя в рукаве. Линия симметрии переда носит название линия полузаноса. Для изделий с открытой застежкой (до перегиба лацкана) выделяют линию перегиба лацкана и его уступ. В рукаве выделена линия переднего переката, которая располагается в месте переднего сгиба рукава. Контуры воротника имеют названия: отлет, линия втачивания, линия перегиба стойки, конец. Воротник пиджачного типа имеет линию раскепа. Название типовых деталей и их отдельных срезов приведено в ГОСТ 22977 «Детали швейных изделий. Термины и определения».

 

1 - горловина спинки 2 - плечевой срез спинки, (2΄-лечевой срез переда); 3 - пройма спинки (3΄-пройма переда); 4 - линия полузаноса; 5 - линия борта; 6 - линия перегиба лацкана; 7 - уступ лацкана; 8 - раскеп; 9 - отлет воротника; 10 - линия перегиба стойки; 11 - конец воротника; 12 - уступ воротника; 13 – окат рукава; 14 – передний срез верхней части рукава (14΄- передний срез нижней части рукава); 15-локтевой срез верхней части рукава (15΄ - локтевой срез нижней части рукава); 16 – линия переднего переката; 17 -линия локтевого переката; 18 – локтевая вытачка; 19-передняя вытачка; 20 – плечевая вытачка; 21 – линии низа деталей    

 

Рисунок 2.4 - Срезы и конструктивные элементы основных деталей конструкций одежды

Внутренние размеры и форма одежды определяются, прежде всего, размерами и формой тела человека, но не точно копируют его. Швейные изделия на одних участках прилегают к телу человека более плотно, на других располагаются свободно. Участки тела человека, где одежда прилегает плотно, называют опорной поверхностью, а соответствующие ей участки деталей одежды называют опорными, или участками статического контакта.

На участках, расположенных ниже опорной поверхности, находится зона свободного падения одежды. На этих участках создается силуэтная форма изделий за счет декоративно-конструктивных прибавок.

На основе многолетней практики, с учетом структуры тканей установлены наиболее удачные типы расчленения поверхности одежды на части. Швы в этих типах расчленения располагаются в местах границ поверхностей. В результате определены контуры основных деталей типовых конструкций одежды различных видов и покроев [ ]. Примером такой конструкции является классическая конструкция мужского пиджака с отрезным бочком.

На основе типовых конструкций разрабатываются базовые конструктивные основы, в которых находят воплощение характерные на данный период времени силуэтные формы за счет прибавок на свободное облегание. Учитываются также характерные варианты членений и оформления конструктивных линий.

 

Вопросы для контроля знаний по теме.

1. Перечислить функции современной одежды.

2. Классификация видов современной одежды.

3. Дать определение основных видов одежды.

4. Дать определение понятия «силуэт» и привести примеры силуэтов в одежде

5. Дать определение понятия «покрой» и привести примеры покроев одежды.

6. Назовите основные признаки деления конструкции на покрои

7. Уровни, определяющие опорные участки поверхности одежды.

8. Назвать основные способы получения объемной формы одежды.

9. Назовите достоинства конструктивного метода формообразования одежды. Примеры использования этого метода.

10. Конструктивные линии в одежде. Их характеристика.

11. Какие линии членения, относятся к декоративно-конструктивным и почему?

12. Перечислить срезы основных деталей типовых конструкций плечевой и поясной одежды.

13. Несквозные конструктивные линии (вытачки) в одежде. Их название и расположение в деталях одежды.

14. Какие свойства материалов необходимо учитывать при разработке конструкций одежды?

15. Привести примеры вариантов Функционально-декоративных элементов в одежде.

16. Привести примеры декоративных элементов в одежде.

 

 

Тема 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ,

УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

 

Вопросы рабочей программы

3.1. Классификация требований к одежде.

3.2. Потребительские требования к одежде.

3.3. Технико-экономические требования к одежде.

 

Рекомендуемая литература по теме

1. Конструирование одежды с элементами САПР/ Коблякова Е. Б., Ивлева Г.С., Романов В.Е.. и др.; Под ред. Е.Б.Кобляковой - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 464 с.

2. Шершнева Л.П. Качество одежды – М.: Легпромбытиздат, 1985.

3. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.- 208 с.

4. Коблякова, Е.Б. Основы прикладной антропологии и биомеханики : учебник. – Санкт-Петербург : ИИЦ МГУДТ, 2005. – 280 с.

5. Ботезат, Л.А. Проектирование гигиенических свойств одежды : учебное пособие / Л.А.Ботезат. – Витебск, 2006. – 128 с.

Содержание темы

Классификация требований к одежде

 

Стадия проектирования одежды начинается с разработки программы требований к свойствам, которыми должны обладать изделия. Эти свойства в дальнейшем определяют качество изготавливаемой одежды. Профессор Коблякова Е.Б. предложила использовать системный подход к установлению качества новых моделей одежды [ 3]. В учебнике «Конструирование одежды с элементами САПР» приведена иерархическая схема показателей качества проектируемых моделей одежды. Первую группу составляют требования, направленные на формирование потребительских свойств и качеств одежды. Вторую группу составляют промышленные(технико-экономические) требования. Они направлены на обеспечение высокого качества изготовления одежды при минимальных трудовых и материальных затратах.

Между собой требования этих групп нередко вступают в противоречие. Так, если проектировать одежду только с учетом потребительских свойств, такая продукция может оказаться нерентабельной для выпуска ее на швейных предприятиях. И наоборот, продукцию будет трудно реализовать, если рассчитывать только на легко выполнимые процессы производства. Поэтому на стадии проектирования необходимо так сбалансировать требования к одежде, чтобы сделать производство и сбыт качественной одежды экономически выгодным.

Таким образом, все требования к одежде можно разделить на два больших класса:

· потребительские требования, обусловленные условиями эксплуатации изделий;

· технико-экономические требования, вытекающие из условия изготовления изделий в массовом производстве.

На рисунке 3.1. приведен фрагмент иерархической структурной схемы показателей качества одежды.

Рисунок 3.1 - Фрагмент иерархической структурной схемы показателей качества (требований) к одежде

 

Под потребительскими требованиями следует понимать свойства изделий, служащие для удовлетворения определенных потребностей в процессе потребления вещи человеком.

Технико-экономическиетребования к одежде определяют степень технического совершенства конструкции, методы проектирования и технологии одежды с учетом затрат на ее производство и эксплуатацию.

 



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как украсить одежду? Украшения одежды цветами, вышивкой, бисером Анимированные открытки доброй ночи

Много элементов к одежде Много элементов к одежде Много элементов к одежде Много элементов к одежде Много элементов к одежде Много элементов к одежде Много элементов к одежде