Основные концепций правового статуса личности в

Правовой статус личности


Оглавление


Введение. 3

1. Понятие правового статуса личности. 4

2. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. 10

2.1. Содержание основ правового положения личности в РФ.. 10

2.2. Принципы правового статуса  личности  в РФ.. 17

2.3. Государственная  защита прав личности. 19

3. Права человека в России - современная ситуация. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33



Проблематика правового статуса личности, всегда была в центре внимания теоретиков и практиков, и  исследовалась в лоне теории государства и права на протяжении веков. Данная проблема актуальна и сейчас, о чем свидетельствует большое количество монографических работ наших современников, а так же многочисленные публикации правозащитников в периодической печати. Стоит отметить, что в  юридической литературе существуют несколько подходов к определению правового статуса личности: разными авторами в структуру правового статуса включается различный набор элементов. При этом  споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Но все едины в мнении о том, что права личности,  являются составными частями правового статуса человека и гражданина. В то же время проблема реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина была и остается в теории и практике конституционного права, а также в повседневной жизни любого человека, проживающего в России  одной из самых сложных и, несомненно, одной из важнейших.

Актуальность этих проблем для современной России, и необходимость своевременного их разрешения и определяет выбор темы нашего исследования.

Целью этого исследования является характеристика взаимоотношений государства и личности, и анализ реализации основных прав и свобод человека, являющихся составными частями правового статуса личности,  в современной  России.

В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:  раскрыть понятие правового статуса личности, охарактеризовать основные элементы, входящие в структуру этого понятия;  рассмотреть содержание основ конституционно-правового положения личности в РФ, проанализировать современное состояние реализации и защиты основных прав и свобод личности в России, определить основные нарушения прав человека в России, предложить меры по их устранению.

Так как основные права человека, детально изложены в соответствующих международно-правовых актах и в Конституции РФ, а также подробно проанализированы и раскрыты в многочисленных комментариях к Конституции и в юридической литературе, то мы в своей  работе ограничимся главным образом весьма лаконичными, обобщенными их характеристиками. Основное внимание будет уделено спорным моментам, возникающим при определении понятия «правового статуса личности», а также реальному, фактическому  положению соблюдения и реализации, прав человека и гражданина в России.

Понятия – синонимы – «правовое положение», «правовой статус» - получили широкое распространение в действующих нормативных актах и современной юридической литературе. Они обозначают роль, место, условия участия личности в системе общественных отношений и подразумевают всю совокупность прав, свобод и обязанностей индивида, гарантий их соблюдения, закрепленную всеми без исключения отраслями права.

Термин «личность» характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное. К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены: а) социальные связи и отношения данного человека в обществе - экономические, политические, национальные, классовые, моральные и другие; б) уровень его образования, знаний, практического жизненного опыта; в) семейное, материальное положение, род занятий и т.д. Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание судить о человеке, как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека[1].

Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характеристиками, особенностями положительных и отрицательных черт. Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны.

Если сделать небольшой исторический экскурс, то можно наглядно увидеть, как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.

Аналогичной или очень близкой по социальному статусу,  было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Но в  свою очередь, они, одновременно являясь подданными короля, были весьма зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.

В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободе человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении.  Наиболее полно права человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве. Права и свободы граждан в соответствии с названной декларацией должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: политической, экономической и личной.

Не выходя, далее, на столь высокий уровень, отметим то, что наиболее емко и очевидно характеризует права и свободы человека. Корректно утверждать, что они:

·   возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизнедеятельности общества;

·   складываются объективно и не зависят от государственного признания;

·   принадлежат индивиду от рождения;

·   имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные, фундаментальные (как например, воздух, вода, земля и пр.);

·   являются непосредственно действующими;

·   признаются высшей социальной ценностью;

·   выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

·   представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

·   их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.[2]

Для реализации таких прав и свобод, как, право на жизнь, на достойное существование, свободу творчества и т.п., достаточно лишь факта рождения человека и вовсе не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав и свобод требуется, чтобы человек был гражданином, личностью. В самом термине «права и свободы человека» как бы заключены два раздельных понятия – «права» и «свободы», но, по сути, они – взаимодополняющие. Свобода человека – это тоже его права, но выражающее лишь отсутствие каких-то препятствий, утеснений в чем-то. Де-юре права и свободы – очень близкие и, по существу, тождественные понятия. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать блага (соответственно права). Их юридические свойства: 1) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех остальных прав; 2) адресованы самому широкому кругу субъектов (всем!); 3) характеризуются всеобщностью (равны и едины для всех); 4) обладают особым механизмом реализации (выступаю в качестве предпосылки любого правоотношения); 5) имеют юридическую форму закрепления – конституция и пр.; 6) обеспечиваются правовой охраной.

Стоит отметить, что Гоббс определял свободу как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе, есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить, как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно-организованного общества свобода и права человека можно сказать, совпадает. Так, например, свобода слова, есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, например, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти.

В тоталитарных, автократических и других недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное "право" может лишить человека свободы.

Здесь необходимо сделать одно отступление. Дело в том, что в юридической литературе существуют несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. На наш взгляд,  ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит “правовой защите со стороны государства”. Интерес- это категория внеправовая, и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита общенародных интересов, а также интересов личности - одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса личности категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

Права личности - это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни. Права личности, или субъективные права, - это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право - форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. При этом права личности - не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законом приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор признаков, которые емко выражены Л.Д. Воеводин: «Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права»[3].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными благами в демократическом обществе.

Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой главную ценность общества, то обеспечению его прав и свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей. Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение личности. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение.[4].

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность человеческих поступков реальными экономическими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Таким образом, правовой статус личности - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, и обязанностей личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

В России основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина (1948г.). Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина включат в себя: гражданство, конституционные принципы правового положения личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные), их гарантии. Это важнейшие компоненты правового положения индивида, его ядро. Они играют решающую роль в определении общего положения человека в обществе, имеют принципиальное значение, что подтверждает их закрепление гл. 2 Конституции РФ.

При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо соотносить между собой такие категории, как «человек», «личность» и «гражданин», которые, как будет показано ниже, - отнюдь не тождественны.

Профессор А.В. Малько в связи с этим отмечает, что понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира. Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания). Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством[5]. Указанный подход разделяют многие ученые (в частности, С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, Ю.А. Дмитриев, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц и пр.). Таким образом,  понятие «человек» является общим, понятие «личность» - особенным, понятие «гражданин» - частным.

Аналогичным образом соотносятся друг с другом и категории «права, свободы человека» и «права, свободы гражданина». Первая – общая, универсальная категория, представляющая собой вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Права и свободы человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, политической и культурной сферах. Права и свободы человека носят естественный и неотчуждаемый характер. В современный период права и свободы человека рассматриваются как общегуманитарное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие тенденции и стандарты в области обеспечения свободы личности.

Что касается прав и свобод гражданина, они производны от двух категорий – «гражданин» и «права и свободы человека». Гражданин означает принадлежность личности к государству, определенное взаимодействие конкретного человека и конкретного государства. Иначе говоря, гражданин – это человек, личность в их взаимодействии с государством, порождающем систему права, свобод, обязанностей и ответственности.  Речь, в частности, идет об обязанности государства перед гражданином всегда социально и юридически его защищать, где бы он ни находился. В свою очередь, гражданин имеет серьезные обязанности перед государством – законопослушания, защиты государства и т.п.

Кроме понятия «гражданин» в праве используется и понятие «гражданство», которое определяет юридическое состояние личности в его отношениях с государством, но именно состояние, имеющее набор конкретных взаимных прав и обязанностей и, что также значимо, возникающих с момента рождения.

Стоит отметить, что в настоящее время правовое регулирование вопросов гражданства осуществляется на основе Конституции РФ, международных договоров РФ, Федерального закона от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации».[6] Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, в международных договорах России. Кроме того, следует учитывать, что каждый гражданин РФ является одновременно гражданином Союза Беларуси и России[7].

Конституция РФ закрепляет два основополагающих принципа российского гражданства - оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. Принцип единого гражданства означает, что граждане РФ обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой - равного гражданства.

Как отмечает доцент Лазарев Л.В. - «Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство Российской Федерации. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одного из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В то же время, в целом ряде стран установлены различия в правовом статусе граждан в зависимости от оснований для приобретения гражданства; действует принцип: жена следует гражданству мужа» [8]

В Конституции и Законе о гражданстве (ст. 4) определены и иные принципы российского гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ: возможность гражданами РФ иметь двойное гражданство; проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства; гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его; гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству и пр.

Права и свободы гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав и свобод гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные, социальные, гуманитарные[9]. Последние, как отмечалось выше, могут вполне достойно существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Нетрудно заметить, что категория прав человека и прав гражданина упоминается в одной связке, но их содержание нетождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. В основе дифференциации прав индивида на права человека  и права гражданина, впервые официально закрепленной во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.) лежит различие гражданского общества и государства и, соответственно, различие прав индивида как члена гражданского общества (правосубъективности  человека как человека, как частного лица) и как члена публично-политического сообщества, государства (правосубъективность индивида как публично-политического лица, как гражданина).

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений существует множество способов обособить, развести права человека и права граждан. Если читая нормативный правовой акт, мы, предположим, встретим выражение «каждый», «всякий» и т.п., то это, скорее всего, речь идет о правах человека (например, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени /ст. 23 Конституции РФ/). Если недвусмысленно сказано «гражданин», речь идет о правах и свободах граждан.

Но неверно было бы представлять дело таким образом, будто естественные (прирожденные) и неотчуждаемые права и свободы человека действуют лишь в сфере гражданского общества, не распространяясь на сферу государства, а позитивное право (государственные нормативные правовые акты и т.п.) действуют лишь в сфере государства, не распространяясь на сферу гражданского общества. В действительности в гражданском обществе и государстве одновременно действуют, подкрепляя и дополняя друг друга, и официально признаваемые естественные и неотчуждаемые права и свободы человека, и позитивное право. Поэтому и член гражданского общества (человек как частное, неполитическое лицо), и член государства (человек как публично-политическое лицо, как гражданин) правосубъективны одновременно и по официально признанному естественному праву, и по позитивному праву. Так что человек и в гражданском обществе, в государстве обладает одновременно как прирожденными (естественными) правами, так и приобретенными (по позитивному праву) правами.

Таким образом,  и права человека, и права гражданина распространяются на сферу и частного, и публичного права. Человек как частное лицо правосубъективен одновременно и по частному, и по публичному праву. Так же и человек как гражданин правосубъективен и по публичному и по частному праву. Но правосубъективность человека-гражданина (по объему, содержанию) богаче и шире правосубъективности человека – частного лица: и в сфере частного права, и особенно в сфере публичного права. В целом человек – частное лицо и человек-гражданин обладают  различными правовыми (и прежде всего конституционно-правовыми) статусами.  В частности, в сфере частного права только граждане и их объединения по ч. 1 ст. 36 Конституции РФ вправе иметь в частной собственности землю.[10].

Необходимо отметить и тот факт,  что правосубъективность  подразделяется  на конституционную правосубъективность, включающую  конституционную правоспособность, т.е. способность  индивида обладать основными правами и свободами, и, на конституционную дееспособность, т.е. способность индивида сознательно, включая активные действия, осуществлять основные права и свободы, а также нести основные обязанности. Например, с момента рождения любой человек обладает правом свободного выезда за пределы РФ, однако граждане, не достигшие совершеннолетия, могут сделать это только с согласия одного из родителей или заменяющих их лиц. Полная правосубъективность у гражданина РФ наступает, как правило, в 18 лет. В частности, в  этом возрасте он может избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, обязан нести военную службу по призыву и т.п. В то же время важное конституционное право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает еще позднее[11].

Принято считать, что свободное и эффективное осуществление прав человека – это один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Права человека принято также делить на: абсолютные и относительные. Ограниченное или временное приостановление первых не допускается в подлинно демократическом правовом государстве, ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания,  а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека – относительные, могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения[12].

Итак, правовой статус личности (человека и гражданина) представляет собой определенную систему, включающую в себя в качестве своих структурных компонентов обязанности человека и гражданина, а также следующие группы однородных (по сфере и предмету регуляции) прав индивида: личные (индивидуально-человеческие), политические, экономические, социальные, культурные права.

Личные права – это права и свободы, признающие и защищающие человека как отдельное природное и духовное лицо, как свободную личность. Не останавливаясь на их подробном анализе, отметим лишь, что по содержанию и сфере регуляции они принадлежат человеку как человеку, определяют и защищают любого человека (а не только гражданина РФ) в качестве субъекта определенной совокупности прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. Их второе название – гражданские права (по терминологии международного публичного права) – признается некоторыми учеными ошибочным. Например, по мнению академика В.С. Нерсесянца, данная ошибочная характеристика проистекает из того, что под «гражданином» имеют в виду члена гражданского общества, что, конечно, не всегда верно: член гражданского общества – это человек как частное лицо, любой индивид, а гражданин – это политическое лицо публично-правовой общности- государства[13].

Важнейшую группу личных прав составляют т.н. процессуальные гарантии. Им посвящены статьи 46-54 Конституции РФ. Среди них: право на судебную защиту прав и свобод (в том числе право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.п.

Политические права и свободы гражданина – это права и свободы индивида как гражданина на его участие в политической жизни о осуществления государственной власти. К ним по Конституции, в частности, относятся: право сохранять свое гражданство или изменить его; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и т.п. Названные права – это преимущественно приобретенные права, а не прирожденные и неотъемлемые. Поэтому если их называют так, здесь присутствует элемент условности. Условность характеристики названных прав граждан как неотчуждаемых состоит в том, что действительно неотчуждаемыми являются только прирожденные права человека, тогда как права граждан, как и само право гражданства, представляют собой приобретенные, а не прирожденные права. Человек ведь не рождается гражданином, а приобретает гражданство и соответствующие права при наличии определенных оснований (условий) и в соответствии с законодательством.

Экономические права – это права человека и гражданина как независимого субъекта общественных экономических (хозяйственных) отношений. к ним по Конституции РФ относятся, в частности: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности,  право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования; свобода труда и запрет принудительного труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и пр. Для реализации названных прав большое значение имеет положение ст. 8 Конституции РФ о том, что в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности.

Социальные права – это права по обеспечению человека и гражданина и защите его потребностей и интересов в различных сферах социальной жизнедеятельности общества. В Конституции РФ закреплены, в частности, право каждого на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; право каждого на отдых; право на семью, материнство, отцовство и детство, включая соответствующие права и обязанности родителей и детей; право каждого на социальное обеспечение; право каждого на жилище и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду. Для реализации указанных прав большое значение имеет положение ст. 7 Конституции РФ о том, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека и гражданина.

Культурные права и свободы – это права и свободы человека и гражданина в сфере творческой деятель6ности, участия в культурной жизнедеятельности общества и пользования имеемыми здесь благами. К ним по Конституции РФ относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и использование учреждений культуры, на доступ к культурным ценностям.

Необходимо отметить, что представленная выше общепризнанная классификация прав и свобод гражданина РФ помогает уяснению относительной целостности, системности прав и свобод каждой группы.  В российской Конституции такое разделение на группы прямо не делается, однако в изложении четко видны системность и дифференциация прав и свобод по указанным основаниям. Вместе с тем данная классификация, на наш взгляд, весьма условна, т.к. отдельные права по своему характеру могут  быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной степени может быть отнесена как к личным, так и к политическим правами.

Обязанности человека и гражданина – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, т.к. нельзя представить себе человека и гражданина, несущего только обязанности, как  невозможны и права, свободы человека и гражданина без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, действенной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей[14]. Именно поэтому основные обязанности человека и гражданина  закреплены в главе 2 Конституции РФ, названной как «Права и свободы человека и гражданина».

В Конституции РФ закреплен принцип равенства обязанностей (ч. 2 ст.6), который касается каждого гражданина РФ и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в РФ проживает много лиц, не являющихся ее гражданами. Конституция РФ не освобождает их тот некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам РФ (защищать Отечество и др.). Хотя служить по контракту в Российской  Армии и ВМФ могут  и лица, не являющиеся ее гражданами.

В целом же система обязанностей граждан РФ, закрепленных Российской Конституцией, включает: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; обязанность уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании; обязанность трудоспособных детей, достигших совершеннолетия, заботиться о нетрудоспособных родителя; обязанность родителей или лиц, их замещающих, обеспечить получение детьми обязательного основного общего образования; обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Беречь памятники искусства и культуры; обязанность платить законно установленные налоги и сборы;  обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность защищать Отечество.

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

 2. Права, свободы и обязанности личности основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура – система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством, и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы – основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

 Но нельзя забывать, что каждому человеку необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это вытекает из статьи 17 Конституции, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека  гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод.

Конституция РФ строго оговаривает рамки и порядок такого ограничения - права и  свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.  (ч. 3 ст. 55) Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др. (ст. 56 Конституции РФ).

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. (этот вопрос мы рассмотрели выше).

Необходимость защиты прав человека не только на национальном, но и на международном уровне стала остро осознаваться человечеством примерно после окончания Второй мировой войны, когда весь мир был потрясен чудовищными масштабами попрания прав личности и целых народов фашистским режимом Германии. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве основного из основных принципов международного публичного права с принятием Устава ООН (1945г). а первым универсальным международным документом, посвященным правам человека, стала Всеобщая декларация прав человека (1948г.). однако данная Декларация, как и другие резолюции международных  организаций по правам человека (например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992г.), имеют лишь рекомендательный характер.

Другая часть документов в области прав человека – международные договоры. В их числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Именно они закрепляют международные стандарты в области прав человека и носят обязывающий для их участников характер.

Как известно, для советского периода России было характерно попрание основных прав и свобод человека государством; официальная правовая доктрина не воспринимала положения об их естественном и неотчуждаемом характере. Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в Конституциях СССР 1936 м 1977гг. имело во многом декларативно-демагогический характер. Провозглашение многих прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права к фикции. Например, право на объединение в общественные организации граждане имели строго в «соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 51 Конституции СССР 1977г.)

Международные стандарты прав человека в РФ утвердились лишь с принятием Конституции РФ, которая исходит из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». (ст.2).

Защита прав личности обусловлена наличием определенных социальных и юридических факторов, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших личных, политических и экономических прав и свобод. К их числу могут быть отнесены следующие:

- провозглашение и конституционное или иное законодательное закрепление широких демократических прав и свобод личности;

- конституционное или иное законодательное запрещение органам государства, должностным лицам, другим субъектам права нарушать права и свободы личности, установление ответственности за нарушения указанных в законодательстве прав и свобод;

- законодательством должны быть предусмотрены основания, условия и порядок ограничения тех или иных прав и свобод граждан и применения к ним определенных мер государственного принуждения. Например, в случае совершения гражданином преступления, к нему могут быть применены меры принуждения и ограничения его прав и свобод, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Возможно также ограничение прав и свобод граждан в случае военного или чрезвычайного положения;

-существование государственно-правового механизма защиты и восстановления нарушенных прав и свобод государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами, правом человека выбирать наиболее эффективные формы защиты своих нарушенных прав. Определение законом порядка привлечения органов и лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, а именно: судебная защита, правозащитная и правоохранительная деятельность различных органов, иные способы;

- предоставление гражданам права на самозащиту от нарушителей их прав и свобод путем законодательного урегулирования порядка и условий самозащиты. Например, ст. 37 Уголовного кодекса РФ предусматривает возможность необходимой обороны от преступных посягательств на жизнь, права гражданина и устанавливает условия ее осуществления[15].

В Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). В Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Помимо внутригосударственных форм защиты прав и свобод граждан существуют и специальные международные органы по правам человека. К ним относятся: Европейский суд по правам человека при Совете Европы, Комиссия по правам человека при ООН, которые рассматривают заявления и жалобы граждан стран, входящих в эти организации в случае, если права и свободы не были защищены внутри страны.


Как мы выяснили,  в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в системе общественных отношений. В свою очередь реальное положение человека в обществе, зависит от того, как соблюдаются в государстве, гарантированные международным и национальным законодательством   права и свободы человека. К сожалению, приходится констатировать, что в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы человека и граждани, это в частности, выражается в: нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.[16]

Что касается России, то в двух словах можно констатировать, что сейчас в стране отсутствуют реальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Де-юре права и свободы граждан провозглашены Конституцией РФ, де-факто в России происходит систематическое вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

В целом, современная ситуация с правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с точки зрения общепринятых международных норм. Какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроечного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания "успеха - неуспеха" оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством. С одной стороны:

·   Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию.

·   Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

·   Парламент  принял вполне соответствующие европейским стандартам ГК РФ, УК РФ,  Уголовно-исполнительный кодексы.

·   Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами;

·   За соблюдением прав человека в России наблюдает избранный Государственной Думой федеральный Уполномоченный по правам человека.

·   Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

·   Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.

С другой стороны, несмотря на перечисленные политические успехи прав человека в России, реальная жизнь большинства граждан по-прежнему представляет собой сплошную череду покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и незаметно для самих себя все не уважают права всех, а человеческое достоинство и свобода, несмотря на очевидную и формально признаваемую моральную ценность, остаются на периферии "российской ментальности". Права человека в России даже не нарушают, их просто не замечают[17].

Отметим некоторые основные нарушения прав человека в России.

Пытки и другие жестокие и унижающие формы обращения и наказания - самая острая российская проблема в сфере прав человека. Применение незаконных методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как правило, "факты не находят подтверждения", и только в исключительных случаях дело доходит до суда. Фактически пыткой являются и условия содержания в российских следственных тюрьмах (СИЗО). Если следователю нужно "сломать" подследственного, добиться, чтобы он оговорил себя или соседа, СИЗО для этого - идеальный инструмент. Как правило, СИЗО находятся в очень старых зданиях, с ужасающими нормального человека санитарными условиями, и переполнены в среднем в два с половиной раза. К этому государство добавляет все "удовольствия" репрессивного следствия, издевательства блатных и бесчеловечно затянутые сроки следствия и судебного разбирательства (до 2-4 лет).

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, по-прежнему многие офицеры эксплуатируют "дедовщину" в интересах "поддержания дисциплины". При этом все более острой становится ситуация с соблюдением элементарных социальных прав офицерского и рядового состава. Быт многих воинских частей - это череда обстоятельств, унижающих человеческое достоинство, достоинство защитника родины.

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках»[18], старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих "богоугодных заведений" страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, "неуставные отношения", в детских домах - своя "дедовщина".

Чудовищным пережитком расползается по югу России рабство. Кавказская война и нищета с удивительной легкостью возродили эту самую варварскую форму угнетения человека человеком. В домах и на полях новых рабовладельцев трудятся и подвергаются истязаниям не только купленные у боевиков российские военнопленные, но и нищие, бездомные, похищенные или обманом вывезенные из депрессивных регионов центральной России.

Фактически в полурабском подневольном состоянии живут многие мигранты, приехавшие на заработки в российские мегаполисы из ближнего зарубежья, Центральной и Юго-восточной Азии.

Наиболее значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, здравоохранения, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Неуемная политическая раздача государством льгот и привилегий разрушает и без того хрупкую систему социальной защиты. Гуманитарная сущность права на социальное обеспечение и скудность бюджетов требуют концентрации государственных средств на помощи тем, кто стоит буквально на грани физического выживания. У нас же, в условиях хронического недостатка средств, часть льгот, и услуг предоставляется не по гуманитарным мотивам (нетрудоспособность, нахождение в трудной основные жизненной ситуации), а по политическим или близким к ним (в связи с ведомственной принадлежностью и т.д.). Чрезмерно широкая и уравнительная социальная политика государства приводит к тому, что самым незащищенным и малообеспеченным (пенсионеры, инвалиды) достаются лишь крохи от социального пирога. А проводимая Правительством с 1 января 2005 года,  так называемая монетизация льгот, привела к тому, что материальное положение  большинства малообеспеченных  граждан, еще более ухудшилось. 

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим падением "профессиональных нравов".

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны. Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме "регистрации". Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. По месту регистрации выплачиваются пенсии и всевозможные социальные пособия. Тесно привязано к "официальному" месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством. Соответственно, если гражданин по той или иной причине не имеет регистрации, он автоматически сталкивается с серьезными проблемами в этих жизненно важных сферах.

Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Почти ежедневно большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы. И это при том, что именно реализация права на информацию делает возможным соблюдение и защиту любых других прав личности, создает условия для нормальной цивилизованной жизни.

При внешней относительной благополучности серьезным испытаниям подвергается одно из основных экономических прав - свобода предпринимательства. Существующий режим фактически вывел предпринимателей за рамки правового поля, отдав их на откуп чиновничеству и криминалитету. Тем временем владельцы властных ресурсов создают новую, бюрократическо-монополистическую экономику, все более подавляющую частную инициативу и конкуренцию.

Основные угрозы правам человека в России.

1. В первую очередь - правоохранительные органы. Точнее сказать, угрозой правам человека является правозащитная несостоятельность правоохранительных органов, печально известных как "силовые". Милиция, прокуратура, суды оказались сегодня не в состоянии защитить основную массу населения от наиболее распространенных посягательств на права человека. Более того, правоохранительные органы сами становятся все более опасным для населения источником нарушений гражданских прав. Повседневное насилие для многих сотрудников милиции стало одним из основных способов выполнения служебных обязанностей. Низкий профессиональный уровень, правовое и гуманитарное невежество части сотрудников правоохранительных органов побуждает их решать профессиональные задачи наиболее примитивными, грубыми, т.е., силовыми методами. При этом безнаказанность, отсутствие реальной ответственности (не только уголовной, но и гражданско-правовой, административной, дисциплинарной, моральной, наконец) становится одной из основных причин расширенного воспроизводства нарушений прав человека со стороны "правоохранителей".

Завоеванная судебной реформой независимость судов сегодня превратилась в авторитарное всевластие судей. Многие судьи явно не справляются с моральным и психологическим грузом независимости. При этом суды по-прежнему, по-советски, представляют собой единое корпоративное целое с органами прокуратуры и МВД. Это становится особенно очевидным при явно солидарном поведении многих судей и прокуроров в процессах по обвинению сотрудников правоохранительных органов в противоправных действиях. По-прежнему можно говорить и о неравенстве сторон, и об ограничении состязательности в судебном процессе.

В российских гражданских судах вынесение судебного решения в пользу гражданина вовсе не означает достижения справедливости, т.к. решение может быть просто не исполнено или исполнено частично. Процент исполнения судебных решений по гражданским делам в некоторых судах не превышает 40%.  Неодолимым бедствием российских судов продолжает быть волокита, подрывающая и без того непрочную веру россиян в правосудие.

Современная судебная система не может обеспечить реализацию одного из базовых процессуальных прав человека - равенства граждан перед законом. В России "тюрьмы для бедных" не только потому, что нищета толкает на преступления даже тихих, безобидных людей, но и потому, что не обладающий связями и средствами для оплаты услуг адвоката среднестатистический малообеспеченный россиянин крайне уязвим для оговора, следственных провокаций и шантажа. Приговоры, вынесенные "бедным" и "богатым" за сопоставимые преступления, как правило, более мягки для последних. Известно, что осужденные - состоятельные граждане имеют гораздо больше возможностей для досрочного освобождения.

2. Закрытые учреждения. Наиболее серьезные нарушения прав человека происходят в государственных и муниципальных учреждениях, которые в той или иной степени ограничивают свободу граждан. Причем этими наиболее опасными для прав человека объектами являются не только традиционно упоминаемые места принудительного содержания граждан (тюрьмы, армейские казармы и психиатрические больницы), но и детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых, а также медицинские стационары: клиники, больницы, госпитали. Одним словом, любые государственные или муниципальные учреждения, в которых человек вынужден какое-то время жить, но при этом он отделен от мира проходной, его связи с внешней жизнью ограничены не им самим, а режимом, а его собственное благополучие полностью или частично зависит от воли администрации и персонала учреждения.

Даже та, очень малая, часть нарушений прав человека, которая доходит до общественной поверхности из недр тюрем, казарм и детских домов, говорит очень о многом. Только начинающие свою деятельность медицинские правозащитные организации уже погребены под потоком жалоб и обращений. Тысячи жалоб интернатских стариков и инвалидов ждут реальных объективных проверок.

По сути, мы имеем дело с территориями, свободными от прав человека, или, точнее, территориями, где соблюдение прав человека зависит от доброй воли начальников и обслуживающего персонала. Стоит только представить, сколько по всей стране тюрем, казарм, интернатов и больниц, и какое громадное число россиян вынуждены там жить при почти полном отсутствии гражданского контроля за соблюдением их прав, сразу становится ясно, насколько серьезна эта проблема.

3. Несвобода информации. В стране отсутствует свободный оборот информации, прежде всего той, что контролируется государственными и муниципальными органами. Власть на всех уровнях заняла круговую информационную оборону. Чиновники понимают, что информированный гражданин - хороший гражданин, а хороший гражданин - плохой подданный. Ситуация настолько остра, что впору вводить новое право человека - право на справку.

В соответствии с Законом "Об информации, информатизации и защите информации" российские граждане имеют право "на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации". Но, если, например, родители хотят знать, на каких условиях учится их ребенок в школе, то, как бы они не просили, директор вряд ли предоставит им возможность ознакомится с Уставом школы, разве что покажет, а то и сошлется на коммерческую тайну. Если гражданин из-за задержки зарплаты два месяца не платил за квартиру, и ему вдруг понадобилась справка, например, о составе семьи, с девяностопроцентной вероятностью в домоуправлении он ее не получит, пока не погасит долг. Отказать в предоставлении информации можно по-разному. Можно просто не пустить в офис (везде охрана, проходные); можно требовать обязательного обоснования получения информации; можно так затянуть с ответом, что информация уже никому не будет нужна; можно отделаться абсолютно бессмысленной отпиской или бесконечно переправлять запрос в другие "инстанции"; можно потребовать оплатить получение информации, что в большинстве случаев незаконно; можно сослаться на, как правило, мифический гриф "для служебного пользования"; можно, наконец, просто не отвечать на запрос, ведь под суд за это не отдадут. Нарушение права на получение информации может показаться не очень серьезным нарушением прав человека. Но именно полноценная реализация этого права обеспечивает соблюдение и защиту всех остальных прав, да и просто делает жизнь цивилизованной. Но именно это право наиболее часто нарушается в России.

4. Чеченская война - не только тяжелейшая гуманитарная и политическая проблема для российской власти, великое горе для чеченцев и беда для наших солдат. Она еще и мощнейший катализатор дегуманизации всей страны. Любая война снижает общественную ценность человеческой жизни. Любая война отрицает личность, ее самоценность и уникальность. Любая война отрицает права человека. Чеченская война - зараза, распространяющая свое тлетворное влияние на всю Россию. Чеченская воина - очаг авторитарной эпидемии. Она задает стандарты нарушений прав человека, приучает к бесправию, возводит произвол в норму. Чеченская война раскалывает страну, заражая всех ксенофобией. Она - прямая и явная угроза правам человека, с таким трудом прорастающим на российской почве.

5. Диктатура ведомственного права. Реальную жизнь россиян "нормируют" не законы, принятые публично специально избранными для этого народными представителями - депутатами. Реальные "правила игры" в России устанавливают так называемые "подзаконные акты": всевозможные инструкции, указы и приказы, созданные кулуарно в неподотчетных гражданам ведомствах. Это, конечно, естественно для страны, в которой традиционно реальная власть принадлежит не политикам, а чиновникам. Но очень неестественно и вредно для прав человека. Ввиду объективной незаинтересованности власти в реализации прав человека добиться их официального признания заинтересованные граждане могут только через представительные органы власти, которые по своей природе зависимы от общественного мнения и поддаются гражданскому лоббированию. Если при этом издаваемые представительными органами законы настолько общи, что нуждаются в уточняющих подзаконных актах или настолько неавторитетны для чиновников и судов, что могут быть опровергнуты ведомственной инструкцией, то судьба прав человека не завидна.

6. Неукорененность прав человека в России. Указанный выше неполный перечень нарушений и упущений в сфере прав человека в России является не только проблемой государства, это и проблема общества в целом, проблема нашей истории и наших традиций, проблема нашего повседневного отношения друг к другу. Государство позволяет себе не замечать гражданина с его правами, потому что пренебрежение достоинством и свободой личности является в России естественной и допустимой прерогативой любого, кто в силу тех или иных обстоятельств, в тот или иной момент обладает доминирующим статусом. Учитель естественным образом, не отдавая себе отчета, подавляет свободу и достоинство ученика, врач - пациента, контролер - пассажира, продавец - покупателя, чиновник - пришедшего за помощью гражданина и т.д. и т.п. Самое грустное в этой ситуации то, что в большинстве случаев жертвы такого отношения фактически поощряют его воспроизведение в дальнейшем, так как даже не пытаются предпринять что-либо в защиту своих прав и достоинства. Такой статистики не существует, но опыт правозащитных организаций, личный опыт любого внимательного к жизни человека позволяет предположить, что из десяти человек, подвергшихся неуголовному нарушению своих прав, только два-три попытаются что-то сделать для наказания виновных. Поощряемая населением гражданская безответственность чиновников, администраторов - бич российской публичной жизни.  Это не означает, что у прав человека в России ничего не получится, это лишь означает, что укоренение прав человека потребует гораздо больших усилий, чем предполагалось[19].

Что можно сделать для прав человека в России? По нашему мнению необходимо:

 1. Достойно завершить Чеченскую войну.

2. Продолжить и завершить судебную реформу в направлении реальной демократизации и гуманизации правоохранительных институтов и процедур, конечно, учитывая особенности страны, в которой живем. Как именно это делать, всем давным-давно известно - было бы желание.

3. Ежедневно и повсеместно, снизу, добиваться прямого действия Конституции и реального верховенства законов над нормативными актами.

4. Добиваться принятия пакета законов о гражданском контроле за обеспечением прав человека в закрытых и полузакрытых учреждениях всех типов.

5. Добиваться введения института парламентского расследования. При массовых нарушениях прав человека, в ситуациях, когда на права человека посягают высшие должностные лица государства, в других сложных случаях парламентское расследование является едва ли не единственным эффективным инструментом для выяснения истины. Назначенная парламентом следственная комиссия имеет право заслушивать показания любых должностных лиц, имеющих отношение к данному делу, при этом должностные лица не имеют права отказаться от участия в следственных действиях. Разбирательство производится в соответствии со строгой процедурой, предусмотренной уголовным законодательством.

6. Добиваться принятия Закона "Об ответственности (гражданско-правовой, административной и дисциплинарной) должностных лиц", который бы, помимо прочего, устанавливал ответственность (прежде всего имущественную), должностных лиц за несоблюдение информационных прав граждан.

Правовой  статус личности - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, и обязанностей личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Основы  конституционно-правового положения личности в РФ,  есть  совокупность предусмотренных Конституцией РФ и принятыми в ее развитие иными нормативными правовыми актами основополагающих прав, свобод и обязанностей индивида, реализация и исполнение которых обеспечивается особой системой конституционных гарантий. При этом конституционные основы правового статуса человека и гражданина включат в себя: гражданство, конституционные принципы правового положения личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные), их гарантии. Это важнейшие компоненты правового положения индивида, его ядро. Они играют решающую роль в определении общего положения человека в обществе, имеют принципиальное значение

В ходе работы мы выяснили, что сейчас в Российской Федерации отсутствуют реальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Де-юре права и свободы граждан провозглашены Конституцией РФ, де-факто в России происходит систематическое вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Нами также были рассмотрены основные нарушения прав человека в России, и выявлены основные источники, от которых в первую очередь исходит угроза правам человека в стране. Нами также были высказаны предложения по улучшению ситуации с защитой прав человека, к этим предложениям хотелось бы добавить следующее.

Защита прав человека - настолько трудное, разнообразное и затратное дело, что волей-неволей приходится выделять приоритеты.

Если говорить о категориях граждан, наиболее страдающих от нарушений прав человека и более всего нуждающихся в защите как государства, так и правозащитных организаций, то, безусловно, и, прежде всего, речь должна идти о самых слабых наших согражданах, самых беззащитных, находящихся в абсолютной зависимости от чужой воли - о детях. Последствия нарушения прав человека в отношении детей наиболее трагичны, т.к. наиболее судьбоносны, хотя дети могут и не воспринимать эти нарушения так остро, как взрослые. Ребенок, в силу своего возраста, не может правильно оценить ситуацию - именно поэтому он и наиболее беззащитен. Беспризорники, детдомовцы, дети из неблагополучных семей должны быть в центре внимания правозащитных организаций. И Российское государство не может не считать проблемы детей своими главными проблемами. На что может рассчитывать страна с таким числом беспризорных детей, с массовой детской дистрофией и катастрофически падающим качеством образования? Положение дел в этих сферах нетерпимо и требует самых быстрых и радикальных мер.

Современное отношение Российского государства к детям, как минимум, ненормально. При тотальной скудности бюджетов всех уровней государственную социальную политику в определенном смысле можно назвать дискриминационной по возрастному признаку. Объем ресурсов, направляемых на поддержку пожилых граждан, значительно (при сопоставимой численности) превышает средства, отпускаемые на обеспечение социального и физического здоровья подрастающего поколения. Дети у нас, по сути, принесены в жертву избирательной активности стариков. Беспризорники и детдомовцы на выборы не ходят - кому они нужны.

Если говорить о приоритетности отдельных прав человека, защита которых требует максимальных усилий, то, без сомнения, на первом месте должна стоять деятельность, направленная на защиту граждан от пыток и других форм жестокого обращения и наказания.

Крайне важно делать все возможное и для защиты информационных прав граждан, обеспечивающих реализацию всех остальных прав. При этом речь идет не только и не столько о свободе слова (этим занимаются много и многие), сколько о праве на получение информации из государственных и муниципальных источников. Это право - важнейший инструмент в преодолении пещерного российского бюрократизма.


нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 // Российская газета – 1993 - № 237 – 25 дек.

2. Федеральный закон  РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"//  Собрание законодательства РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

литература и материалы периодической печати

3. Аверкеев И.В. Права человека в России - современная ситуация. Доклад о соблюдении прав человека в Пермской области в 2000 году. // Журнал "Право и безопасность" Номер - 2-3 Август 2001г

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России :Учебное пособие. – М: Юрист 1997

6. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник – М.: Юность,  2000

7. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. М: Знание 1997

8. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М: Юриспруденция 2002

9. Конституционное право: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – М: 1999

10.   Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России /Правоведение. –1998. -№4

11.   Международные акты о правах человека. Сборник документов /Сост и авторы вступит статьи В.А. Карташин, Е.А. Лукашева – М: 1998

12.   Нерсесянц В.С. Всеобщая теория права и государства. учебник для юридических вузов и факультетов. –М: Юрист 2000

13.   Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. к.ю.н.  Окунькова Л.А.). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Издательство БЕК, 1996

14.   Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.; Юрайт-М, основные концепций правового статуса личности в Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

15.   Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М. Юрист, 1998.

16.   Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России /Журнал российского права. – 2000. - №8 - с.32-33

17.   Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003


Закрыть ... [X]

Государство, право и личность Принципы правового статуса личности Как делать массаж на дому для новорожденных

Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в Основные концепций правового статуса личности в