Плетение как вид декоративно прикладного искусства

макраме плетение урок школьник

Макраме - один из видов декоративно-прикладного искусства. Основой макраме является плетение (завязывание) узелков.

Технику макраме знали в Древней Греции, Древнем Египте, Ираке, Ассирии, Китае, Перу. Макраме периодически забывалось, а затем снова возрождалось.

Интерес к плетение как вид декоративно прикладного искусства макраме обусловлен еще и тем, что приемами узелкового плетения; может овладеть каждый, возможности макраме безграничны

Макраме позволяет высказываться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера и особенно для костюма надо тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность. Тут основное - чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями".

Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают на уроках школьники. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и:сотворяете чудо. Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения[14].

По археологическим находкам и интенсивности применения архитектурного декора в стиле узелкового плетения специалистами делаются выводы о том, что это занятие знавало, и периоды всемирного увлечения и периоды относительного забвения.

По непонятным каким-то причинам, как, впрочем, и всё в моде, интерес к предметам быта и украшениям, изготовленным методом узелкового плетения, периодически возрождался и давал толчок развитию и совершенствованию в выборе используемых материалов, приёмов работы, сфере использования. При каждом новом всплеске увлечения узелковом плетением на изделия влиял господствующий в данный момент стиль в одежде, быту, искусстве, архитектуре. За свою длительную историю узелковое плетение с каждым новым возрождением не раз приобретало не только новые черты, но и новые названия. В известной степени проследить развитие направлений в узелковом плетении можно по изображениям костюмов и интерьеров на полотнах художников соответствующего периода. На картине С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) один из персонажей в плетёной шапочке. И у этого же художника на картине «Мадонна с младенцем» на фигурах ангелов изображены плетёные ремни. Художник Паоло Веронезе (1528-1588 гг.) на картине «Ужин в доме Симона Фарсая изобразил скатерть с узелковой бахромой. И таких примеров немало. Создавались в те времена шторы, покрывала, пояски, кружево для украшения одежды и бытовых изделий. Фрагменты узелкового плетения применяли в своих изделиях ювелиры.

Среди мастеров узелкового плетения встречались и наделённые весьма значительным талантом, оставившие свой след в этом виде искусства. В XV веке итальянский мастер Валентина Кавандоли ввела новый вид плетения - цветной узор, который так и называется именем своей изобретательницы. Она же, открыв школу в Турине, обучала своему мастерству детей. Викторианская эпоха считается «золотым веком» макраме. Было модно украшать дома такими плетеными изделиями, как абажуры, ширмы, скатерти, накидки на кресла. Кружево, которое плели из золотых нитей, украшало одежды богатой знати[15].

В XIX веке эта разновидность человеческой деятельности, которую можно отнести и к рукоделию, и к ремеслу, и к искусству, снова стала популярной. С этого времени стали появляться первые печатные издания, посвящённые искусству макраме, в которых были приведены рисунки узлов, описаны приёмы плетения. Первыми пособиями по макраме считаются выпущенная в 1800 г. во Франции «Энциклопедия женских рукоделий», вышедшая чуть позже книга де Дилимонте «Макраме для всех» и изданная в 1882 г. в Англии книга Сильвии «Кружево макраме».

В России очередной пик увлечения макраме приходится на последнюю четверть XIX века. Оно было воспринято как что-то совершенно новое, ибо с приходом каких-то иных увлечений в рукоделии люди забывали о макраме. Только в монастырях, пожалуй, всегда оставались мастерицы узелкового плетения. В конце XIX века в России выходит несколько переводных книг по макраме, некоторые из них (например, «Энциклопедия женских рукоделий») переиздаются по несколько раз.

В следующий раз интерес к макраме возрос в только что пережившей Первую мировую войну и революцию России в 20-е годы XX века. Небогатый интерьер комнат стали украшать плетёными коврами, салфетками, наволочками, ширмами, абажурами.

Последняя волна интереса к макраме поднялась в 60-е годы, достигнув рубежей России в конце 70-х годов. Огромной популярностью пользовались панно и игрушки из пеньковой веревки в псевдонародном стиле - лесовики, кикиморы, добры молодцы, а так же оплетка для фигурных бутылок и другие «подарочные» изделия в стиле «кич».



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Плетение «Чи». Методическое пособие для уроков технологии Фото поперечных складок

Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства Плетение как вид декоративно прикладного искусства

Похожие новости