Закрыть ... [X]

Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида

2.2.2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Психолого-педагогическая реабилитация –  в ИПР ребенка-инвалида понимается как рекомендация оптимальных для развития ребенка психолого-педагогических (образовательных) условий.

При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы[1]:

1) дошкольная образовательная организация 

2) общеобразовательная организация 

3) профессиональная образовательная организация 

4) образовательная организация высшего образования 

Дополнительные образовательные программы реализуются: организациями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения[2].

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации в ИПР ребенка инвалида:

 – получение дошкольного воспитания и обучения;

– получение  общего образования;

– получение  профессионального образования;

– рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

– проведение психолого-педагогической коррекции.

Порядок работы ПМПК и основные ее задачи утверждаются Министерством образования и науки РФ  при согласовании с Министерством здравоохранения РФ.[3] Среди основных направлений деятельности ПМПК также осуществляет «оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида».

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[4].

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Получение дошкольного воспитания и обучения. В ИПР ребенка-инвалида указывают нуждаемость детей в образовании или обучении в конкретном типе (виде) дошкольной образовательной организации. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах[5]. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

 – группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

– группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;

– семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. 

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях[6].

Получение общего образования. В ИПР ребенка-инвалида указывают нуждаемость в образовании или обучении ребенка в определенных образовательных условиях в соответствии с состоянием здоровья: тип школьного образовательного учреждения, условия получения общего образования, форму получения  и режим занятий[7].

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям)[8]:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:

г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;

д) для учащихся с умственной отсталостью, психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида создаются классы (группы):

– для учащихся с умеренной умственной отсталостью

– для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[9]. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов[10].

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка[11].

Форму получения общего образования и форму обучения по конкретной  адаптированной  образовательной программе рекомендуют родителям специалисты учреждений МСЭ с учетом заключения ПМПК и других сведений.  Режим занятий также формулируется в ИПР ребенка-инвалида с учетом заключений специалистов ПМПК.

При рекомендации условий и формы получения общего образования важно учитывать необходимость формирования (компенсации) личностных социально-адаптационных навыков и поведенческих стратегий. С осторожностью следует рекомендовать такие условия как обучение на дому, такие формы получения образования, как:  в заочной форме, семейное образование, самообразование, так как данные условия и формы не развивают у ребенка способности к общению со сверстниками и взрослыми, могут способствовать задержке (искажению) личностного социального развития, усиливать степень зависимости ребенка (подростка) от родителей, повышать уровень социального страха, что в целом может способствовать закреплению неоптимальных (психопатоподобных) стратегий поведения, а в перспективе может привести к усилению социальной дезадаптации.

Получение профессионального образования. В ИПР ребенка-инвалида указывают рекомендуемую ему профессию и специальность (с учетом его склонностей, желаний, состояния здоровья, профпригодности и других факторов), тип образовательной организации, где планируется получение ребенком профессионального образования и форма его получения.

Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациями высшего образования, а также организациях, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

При необходимости проведения ребенку  мероприятий по профессиональной ориентации в этом разделе может быть указана соответствующая  нуждаемость.

Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.

Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах, приблизительно по мнению разных авторов с 11-13 лет или  с 13-14 лет. Для получения позитивных поэтапных и конечных результатов в ходе профессиональной реабилитации в процессе обучения детей-инвалидов следует проводить целенаправленную работу по формированию трудовых навыков, профессиональных интересов и установок на дальнейшее  профессиональное обучение для освоения профессии.

Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:

профессионального воспитания в школах, реабилитационных центрах;

профессиональной информации и профессиональной пропаганды в специализированных школах, бюро МСЭ, реабилитационных центрах и учебных заведениях;

профессиональных консультаций в учебных заведениях, реабилитационных центрах;

профессиональных проб, проводимых для определения уровня сформированности основных профессионально важных качеств в реабилитационных и учебных заведениях;

профессионального подбора, проводимого в учреждениях МСЭ, в учебных заведениях и реабилитационных центрах. 

Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Алгоритм формирования трудовых рекомендаций строится в зависимости от характера и степени ограничения способности к трудовой деятельности (далее – ОСТД),  трудового прогноза и профессионального статуса. Трудовая рекомендация формируется с учетом положений, изложенных в «Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»[12].

Особенности трудовых рекомендаций инвалидам в возрасте до 18 лет. Правовой основой регулирования труда работников в возрасте до 18 лет является Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором регламентируется продолжительность рабочего времени детей: нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет, на 4 часа в неделю для работников в возрасте от 16 до 18 лет. Продолжительность рабочей смены не может превышать: 5 часов – для работников в возрасте от 15 до 16 лет; 7 часов в возрасте от 16 до 18 лет; для учащихся, совмещающих учёбу с работой, – 2,5 часа в возрасте от 14 до 16 лет и 3,5 часа в возрасте от 16 до 18 лет. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и опасными условиями труда, в игорном бизнесе, работа в ночных клубах, переноска тяжестей, превышающих установленные для детей нормативы. 

Вопрос о необходимости формирования трудовой рекомендации ребенка для включения в раздел «мероприятия по психолого-педагогической реабилитации» в ИПР ребенка-инвалида решается индивидуально и во многом зависит от мотивации ребенка и (или) его законных представителей на адекватную трудовую деятельность. 

Определение ограничения способности к трудовой деятельности у ребенка не является обязательным, но в некоторых случаях может проводиться. Степень ОСТД у ребенка будет зависеть от наличия или отсутствия у него основной профессии. Как правило, у ребенка основная профессия отсутствует.

Приоритетными для ребенка инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.

Подбор профессий должен осуществляться с учетом следующих требований:

  1. Профессии должны быть безвредными и безопасными, по возможности способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций. 
  2. Инвалид должен быть пригоден к работе в рекомендуемых ему профессиях, качественно, эффективно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данной профессии на рынке труда.
  3. Профессии должны отвечать склонностям и желаниям инвалида обучаться и в них работать.
  4. Рекомендуемые профессии должны наиболее полно соответствовать уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту, знаниям, сформированному рабочему стереотипу, быть перспективными для квалификационного роста.
  5. В рекомендуемых профессиях должны быть реальные возможности для трудоустройства инвалидов.

Психолого-педагогическая коррекция в составе психолого-педагогической составляющей ИПР должна соответствовать следующим принципам:

1. принцип комплексности, который предполагает единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий при коррекции. Эффективность психолого-педагогической реабилитации в значительной мере зависит от учета клинических и социальных факторов в развитии ребенка;

2. принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы вытекают из результатов психологической и педагогической диагностики;

3. принцип личностного подхода, когда ребенок оценивается как целостная личность в совокупности своей сложности, индивидуальных, возрастных, половых и нозологических особенностей;

4. принцип деятельностного подхода. Психолого-педагогическая коррекция должна представлять собой целостную, осмысленную деятельность ребенка, органически вписывающуюся в систему его обыденной жизнедеятельности;

5. принцип опережающего (формирующего) воздействия. Многие функции и поведенческие реакции детей-инвалидов отстают в своем развитии и методы психолого-педагогической коррекции должны учитывать эту особенность, они направлены не столько на коррекцию каких-то нежелательных форм поведения или реагирования, но в основном на формирование тех навыков, способностей и поведенческих реакций, которые понадобятся ребенку на следующей ступени развития (интеллектуального, эмоционального, социального).

Коррекция несформированных высших психических функций обычно представляет собой специальные занятия, проводимые дефектологом, психологом или логопедом по развитию произвольного внимания (зрительного, слухового, двигательного и др.), восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций (сравнения, обобщения, отвлечения и др.), речи, развитие направленных движений, тонкой моторики и т.п. и может быть рекомендована детям, имеющим задержку психического развития в любом возрасте.

Коррекция эмоционально-волевых нарушений назначается в случае отставания данной сферы (например, при формирующейся психопатии/психопатоподобных нарушениях или в случае нарушений аутистического спектра, а также в других случаях нарушения эмоционального общения в паре родитель-ребенок). Обычными методами выступают индивидуальные психокоррекционные занятия, методики арт-терапии, которые могут быть дополнены и групповыми методами. При нарушениях эмоционального общения в паре родитель-ребенок коррекционные занятия включают и ребенка и родителя (опекуна).

Коррекция поведенческих реакций обычно рекомендуется в случае агрессивного или иного делинквентного поведения ребенка (подростка), которое затрудняет получение ребенком образования и проведение мероприятий медицинской и социальной (ре)абилитации, делает проблематичным нахождение ребенка в обществе других детей и взрослых. Методы, использующиеся при данном виде нарушений поведения – индивидуальные психокоррекционные занятия с ребенком, методы коррекции семейных взаимоотношений и поведения в семье, групповая коррекционная работа по нормализации отношений и поведений в детском коллективе и т.п.

Коррекция речевых недостатков – логопедическая коррекция разнообразных нарушений, искажений и задержек в формировании речи.

Коррекция взаимоотношений в семье – очень значимое направление, учитывая исключительное влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка-инвалида. Особую значимость данное направление имеет в два периода жизни ребенка: в первые годы определения статуса ребенок-инвалид (часто это период младенчества), когда семья (семейная система) находится на стадии растерянности и нуждается в информации, поддержке, понимании перспектив ребенка и своей жизни. На начальном этапе основная цель коррекции взаимоотношений в семье – принятие родителями факта инвалидности ребенка, формирование максимально  сбалансированного стиля взаимоотношений между членами семьи и с ребенком. Второй «кризисный» период в жизни семьи – это вступление ребенка в подростковый возраст, когда родители сталкиваются с проблемой его взросления на фоне продолжающейся зависимости. В это время семья (родители), как правило, начинают новый поиск решений для взрослого будущего их детей, выбора профессионального образования или других решений и нуждаются в поддержке и коррекции взаимоотношений. Направление коррекции взаимоотношений в семье и, особенно, детско-родительских отношений и стиля воспитания, в некоторых семьях остается актуальным длительное время и требует постоянного внимания и активности специалистов (психологов).

Коррекция взаимоотношений в детском коллективе или с учителями – обычно проводится педагогом-психологом образовательной организации и направлена на оптимизацию условий получения образования ребенком-инвалидом и другими детьми в учебном коллективе, и рекомендуется детям с повышенной ранимостью, высокой тревожностью по отношению к учителям и школе, в случае конфликтов, а также может рекомендоваться на начальном этапе вхождения ребенка с особыми потребностями в детский коллектив.

Формирование мотивации к обучению – также обычно проводится педагогами и педагогом-психологом образовательной организации, чаще всего уже в процессе обучения, когда выясняется нежелание ребенка учиться. Рекомендуется проводить занятия по формированию мотивации к обучению заранее, за год до включения ребенка в образовательный процесс, а мотивацию к получению профессионального образования и профессиональному обучению формировать, начиная с элементарного знакомства с профессиями и экскурсий в начальной школе, и продолжая формирующее педагогическое воздействие до поступления подростка в профессиональное образовательное учреждение.

Формирование социально-бытовых и других навыков. Данное направление психолого-педагогической коррекции особенно значимо в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ряд навыков у детей-инвалидов бывает несформирован в силу особенностей заболевания, особого социального опыта, а также при воспитании по типу гиперопеки. Кроме того, это направление может быть основным в образовательном маршруте детей с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Проводится педагогами, дефектологами, воспитателями образовательных организаций.

В качестве исполнителей в программу психолого-педагогической реабилитации  в ИПР ребёнка-инвалида указываются разные органы, учреждения, организации или сам инвалид (законный представитель). Ориентировочные формулировки для записи в этом разделе  представлены в табл. 6.

Таблица 6

Ориентировочные формулировки для записи в разделе
Мероприятия  психолого-педагогической реабилитации ИПР ребёнка-инвалида

Перечень мероприятий  психолого-педагогической  реабилитации

Возможные   исполнители

Получение дошкольного воспитания и обучения

Указываются условия получения  дошкольного образования:

- по   образовательной программе, 

- по адаптированной образовательной программе (какой); 

 - без реализации образовательной программы (дети от 2 мес. до 3-х лет)

Образовательная организация

Территориальный орган управления образованием (если в зоне проживания ребенка не организован соответствующий потребностям тип образовательной организации)

Территориальный орган соцзащиты населения (если ребенок проживает в стационарном учреждении социального обслуживания)

Реабилитационная организация (может быть указана и её ведомственная принадлежность – как правило, социальной защиты инвалидов)

Медицинская организация (если ребенок находится на длительном лечении в стационаре)

Получение общего образования

Указываются

1) условия получения   общего, основного общего и среднего общего образования:

- по   образовательной программе, 

- по адаптированной образовательной программе (какой) 

2) форма получения образования: очная, заочная, очно-заочная, семейное образование, самообразование, экстернат, дистанционное;

3) режим занятий: учебная нагрузка в день, объем изучаемого материала[13]

 

Образовательная организация

Территориальный орган управления образованием (если в зоне проживания ребенка не организован соответствующий потребностям тип образовательной организации)

Территориальный орган соцзащиты населения (если ребенок проживает в стационарном учреждении социального обслуживания)

Реабилитационная организация (может быть указана и её ведомственная принадлежность – как правило, социальной защиты инвалидов)

 Медицинская организация (если ребенок находится на длительном лечении в стационаре)

Получение профессионального образования

Указывается

1)профессия, специальность;

2)условия образования в образовательной организации;

3) форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная, дистанционная и др.

 

Образовательная организация

Территориальный орган соцзащиты населения (если ребенок проживает в стационарном учреждении социального обслуживания)

Реабилитационная организация (может быть указана и её ведомственная принадлежность – как правило, социальной защиты инвалидов)

Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда

Работодатель при содействии службы занятости субъекта РФ

Проведение психолого-педагогической коррекции указывается нуждаемость в коррекции несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др. навыков (вписать каких)

Образовательная организация

Территориальный орган соцзащиты населения (если ребенок проживает в стационарном учреждении социального обслуживания)

Реабилитационная организация (может быть указана и её ведомственная принадлежность – как правило, социальной защиты инвалидов)

Сам инвалид (законный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

[1] Пункт 2 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012  N 273-ФЗ

[2] Пункт 4 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012  N 273-ФЗ

[3] Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082

[4] Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[5]Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014

[6] Часть 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[7]  Приложение 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н

[8] Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N1015

[9] Часть 5 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[10] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», а также  приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

[11] Часть 4 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[12]Утверждены приказом Минтруда России от  29.09.2014 №664н.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида Надпись с пожеланиями от друзей

Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида Психолого педагогическая коррекция ребенка инвалида

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ