Самодельные двигатели для самодельных самолетов

По оригинальной статье Дэвида Густафсона (David Gustafson)

На сегодняшний день в реестре FAA (Federal Aviation Administration, Федеральное управление гражданской авиации США) зарегистрировано свыше 30000 самодёльных самолётов (homebuild aircraft). Ещё примерно 30 тысяч находятся в состоянии конструирования.

Если попытаться ответить на вопрос о том, как же построить самолёт, то в ответ можно найти несколько различных способов. Некоторые строители решают купить всего-лишь кипу планов и чертежей, начав затем охотиться за подходящими для авиаконструирования материалами, собирать постепенно всё воедино, и продвигаясь к первому полёту. Такой способ можно назвать Постройкой с нуля, и он включает в себя большое количество работ по изготовлению отдельных частей и сборке. Другие наоборот, посылают чек соответствующей компании, заказывая полный набор фабрично изготовленных частей. Однажды они получают по почте несколько очень больших ящиков, открывают их и приступают к сборке.

Независимо от выбора, тот день, когда строитель взлетает на самолёте, который он построил в своей мастерской, будет полон уникальных ощущений. Выброс адреналина и чувство удовлетворения в момент взлёта практически не имеют равных среди всех человеческих переживаний.

Некоторые люди строят свой самолёт за 6-8 месяцев, другие тратят годы, а третьи и вовсе не заканчивают постройку. Кем-то было сказано, что постройка самолёта самолетов — не очень большая работа, а всего лишь огромная куча маленьких. И эти маленькие работы обычно являются упражнениями в аккуратности и точности. В конструировании самолёта есть не много вещей, которые можно сделать "на глаз". Там нет ничего приблизительного. Всё должно быть так, как описано в чертежах — ни больше, ни меньше. Постройка может потребовать некоторых специальных навыков, но большинство из них относительно легко получить. Ещё потребуется настойчивость, упорство, определенные навыки механика, и много размышлений. В этом деле много испытаний, которые, однако, приносят удовольствие и чувство удовлетворения от их преодоления.

На западе такую деятельность называют "хоумбилдинг" (homebuilding), потому что большинство людей строят свои самолёты в своих домашних гаражах или личных мастерских. Т.е. самолёт выходит из дома, чем и отличается от продукции, выпускаемой на фабричных конвейерах, таких как Cessna, Piper или Beechcraft. Термин хоумбилдинг появился в начале 1950-тых, когда Пол Побережны (Paul Poberezny) основал Ассоциацию Экспериментальной Авиации (Experimental Aircraft Association, EAA), которая изначально ориетнировалась только на "домашние постройки". Сертифицируя какой-либо новый самодельный летательный аппарат на предмет пригодности к полётам, FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) регистрирует его в категории Экспериментальные Любительской Сборки (Experimental Amateur-Built).

Перед теми, кто питает надежды построить свой собственный самолёт, а потом и летать на нём, возникает ряд вопросов, которые сразу надо решить, прежде чем в первый раз отрезать кусок дерева, стали, алюминия или углеродного волокна. Должны быть решены вопросы стоимости, наличия опыта работы с материалами авиационных конструкций. Важно также сразу решить, где будет происходить конструирование проекта (с нуля или из набора), обладает ли выбранное место достаточным пространством, чтобы позволить завершить сборку крыльев и фюзеляжа. Нужно решить, как владелец планирует использовать построенный самолёт и как его обслуживать. Наконец, есть вопрос личности самого строителя: обладает ли он (или она) достаточной решительностью закончить все те "мелкие дела", регулярно возвращаться в мастерскую тогда, когда достигнут такой этап постройки, при котором тратятся многие и многие часы работы на те незаметные вещи, которыми невозможно полюбоваться, сделав шаг назад. Некоторые утверждают, что 90 процентов усилий приходятся на последние 10 процентов работы над проектом.

Тем не менее, нет никакой особой мистики в конструировании самолёта. Практически любой среднестатистический адекватный человек обладает нужными навыками и может создавать приемлемые для использования части самолёта. Старшеклассники строили самолёты, тюремные узники строили самолёты (хоть и не имели возможности летать на них), люди, лишённые некоторых конечностей, строили самолёты, и весьма пожилые люди тоже это делали. Большинство необходимых для такого проекта инструментов могут быть куплены в местном хозяйственном магазине, а некоторые компании вообще специализируются на продаже всех типов материалов, крепежа и инструмента, которые могут понадобится в этом деле.

Шестьдесят лет назад встречались проекты самолётов, украшающие мир самодельных летательных аппаратов, и стоящие ниже,000. В те дни было реально достать подержаный самолётный двигатель за -. Сегодня новый двигатель стоит,000. Пропеллер может стоить,000. Нередко можно встретить современные собранные самолёты, оснащённые IFR панелями, стоимость которых зашкаливает за 0,000.

Компания Sonex Aircraft предлагает полный набор двухместного самолёта, включая двигатель, за,000. На авиашоу Oshkosh 2012 они представили набор для сборки реактивного самолёта (тоже с двигателем), стоимостью 0,000.

В фирме Rans Aircraft предлагают набор двухместного S-65 Coyote II за,000 и ещё,000 за двигатель. Их же набор двухместного S-12XL Airaile продаётся за,000 без двигателя и за,000 с двигателем.

Набор одного корпуса самолёта Sportsman 2 + 2 от компании Glassair Aviation обойдётся примерно в,000. А набор для быстрой сборки корпуса четырёхместного самолёта RV-10 от Van's Aircraft стоит около,000.

Используя одни чертежи таких проектов как Volksplane, Baby Ace или Pietenpol Air Camper, корпус самолёта может быть собран за - тысяч. Двигатель со средним пробегом в приемлемом состоянии можно купить за - тысяч. Но такой вариант постройки требует от его сборщика дополнительных усилий по поиску материалов и составных частей для проекта. Усилия такого рода имеют примерно следущее соотношение: 2-4 часа поиска на один час непосредственного конструирования. Хотя, сегодня есть возможность совершить один телефонный звонок, либо потратить час за компьютером, чтобы заказать полный комплект материалов и компонентов, необходимых для успешного завершения проекта. Компании вроде Aircraft Spruce позаботятся обо всём.

Крайне важную роль в постройке с нуля играет качество материалов, используемых в конструкции проекта. Несмотря на то, что можно сэкономить существенное количество денег, покупая болты в местном магазине крепёжных изделий, и это правозаконно — это также может быть и смертельным. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Болты из ближайшего крепёжного магазина могут развалиться на части во время полёта. Это уже случалось, и с ужасающими последствиями.

Существуют сотни дизайнов и наборов, среди которых можно выбирать. Начиная от ультралайтов с маленькими двигателями, до реактивных самолётов. Цены значительно варьируются в зависимости от количества сидений, используемых материалов, установленных приборов и производительности готового самолёта.

Вам ничто не заменит собственного исследования вопроса. Выясняя всё это, вы не только выбираете дизайн. Хорошая идея — выделить достаточно времени на понимание того, какие навыки, инструменты, методы конструирования, рабочее пространство, и т.п. потребует проект.

У многих компаний-производителей существуют пробные (стартовые) наборы, на которых вы можете попробовать свои силы. Многие строители самолётов заказывают сначала такой пробный набор, либо набор какой-либо небольшой части самолёта — чаще руля направления или высоты. Вы сразу ознакомитесь с технологиями, применяемыми при сборке выбранного вами самолёта, поймёте, насколько вы к этому готовы. К примеру, будет лучше, если вы сразу на таком наборе поймёте, есть ли у самодельные двигатели для самодельных самолетов вас аллергия на работу с композитными материалами.

Благодаря тому, что многие люди уже прошли через этот путь самостоятельного конструирования, есть возможность получить помощь в определении финальной стоимости проекта. Если пососедству с вами нет никого, кто построил именно вашу модель, то наверняка найдётся кто-то, кто собрал нечто похожее.

Здесь на помощь приходит EAA — Ассоциация Экспериментальной Авиации. Ассоциация имеет около тысячи отделений по всему миру. Англоязычный сайт EAA и сайт русского сообщества. Там можно найти единомышленников, общаться, задавать вопросы и делиться опытом. Многие люди охотно стремятся делиться своим опытом, знаниями и навыками, связанными с постройкой самолётов.

Обычно такие компоненты конструкции, как обивка, двигатель, авиационные приборы и краска покупаются позже и не входят в стандартные наборы. Естественно, цены этих составляющих тоже следует учитывать. Если двигатель по стоимости может обойтись в.000, то установка на приборную панель современных цифровых панелей может обойтись в два-три раза дороже.

Также будут расходы на обустройство рабочего места. Нужен верстак, достаточно большой, чтобы вместить на себе крылья или фюзеляж. Для сборки некоторых наборов требуется не только простые ручные, но и специфические инструменты. Хорошее освещение и источник тепла тоже понадобятся, особенно для северных широт. Конечно, по сравнению со стоимостью самолёта эти вещи стоят немного, но их, всё же, придётся купить.

Ещё при расчёте стоимости есть хорошая практика добавлять 10% к той сумме, которую вы насчитали. Цены на все авиационные материалы постоянно растут, и если проект занимает несколько лет, то на финальных фазах работ инфляция будет заметна.

И ещё одно: следует помнить, что производители наборов часто весьма оптимистичны в вопросе оценки необходимого времени для сборки их наборов. Некоторые компании откровенно лгут. Общение с людьми, которые уже собрали такой же набор, даст вам более верное представление о том, сколько времени займёт доведение вашего самолёта до первого взлёта.

Продолжение


Закрыть ... [X]

Крымчанин своими руками собрал семь самолетов Статусы про скайп свой

Самодельные двигатели для самодельных самолетов Самодельные двигатели для самодельных самолетов Самодельные двигатели для самодельных самолетов Самодельные двигатели для самодельных самолетов Самодельные двигатели для самодельных самолетов Самодельные двигатели для самодельных самолетов