Сценарий о родине и истории

«И жизнь, и к Родине любовь…»

Сценарий конкурса стихов на патриотическую тему


Девиз конкурса: Люблю мое Отечество, пою мое Отечество
Цель мероприятия: воспитание у школьников чувства любви и гордости за свою Родину, создание ее поэтического образа.
Оформление:

  1. На заднем плане крупными буквами название мероприятия:

«И жизнь, и к Родине любовь…»

  1. Выставка книг: «Люблю Отчизну я…»

(М. Лермонтов)

  1. Высказывания великих людей мира о Родине, о России:

а) «Крепит Отечества любовь

Сынов российских дух и руку…»

(М.В. Ломоносов)

б) «Жить для Отечества, вот бытие одно;

Нам счастье от небес в нем истинно дано…»

С. Глинка (брат Ф. Глинки)

в) «…Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество –

и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства,

чем любовь к тебе»

(Алексей Толстой)

г) «…святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина

Останется,

Если мы то чувство сохраним».

(Владимир Фирсов)


План проведения:

  1. Просмотр презентации «О Родине..»

  2. Вступление (Библиотекарь)

  3. Литературный монтаж (Ведущие)

  4. Конкурс стихов (Учащиеся)

  5. Обзор книг у выставки

  6. Подведение итогов конкурса, награждение (Члены жюри)

  7. Заключение.

Презентация «О Родине..»
Вступление
Библиотекари:

Что есть Родина? Попытка ответить на этот вопрос успеха не сулит. Ведь сколько о Родине ни говори - всего не расскажешь. Но сегодня мы постараемся хотя бы приблизиться к ответу с помощью стихов авторов разных поколений и разных направлений их творчества

Любовь к Родине всегда делала поэтов чище и сильнее в нравственном отношении, глубже и серьезнее с профессиональной точки зрения, возвышала и укрепляла в них гражданское чувство и, кроме того, пробуждала в них благородную заботу обо всем человечестве. Это возвышающее действие патриотизма в индивидуальных судьбах наших поэтов проявлялось по-разному.
Например, М. В. Ломоносов, всей своей судьбой подготовленный к воспеванию государственной силы России, в торжественных одах постоянно размышляет не о разрушительном, а о созидательном качестве этой силы, мечтая о том, что именно наша Родина приведет народы к всеобщему миру.

Любить Родину - это значит сострадать и радоваться вместе с нею. Верить в нее, понимать и принимать ее всем сердцем, всей душой. С таким чувством жили и живут люди разных национальностей и разных вероисповеданий, которые неустанно преумножали и приумножают славу России, славу своей Родины.

У каждого истинного поэта свои краски, свой образ России. Но каждый поэт покоряет наше сердце, затрагивая в нем сокровенное чувство родины. В их стихотворениях много ума и чувства, много правды и красоты. Есть в них боль за давние неустройства, за народную нищету и горе. Есть и особая проникновенность и пророческая страсть, вспыхивающая всякий раз, когда поэт говорит о родине, о её красоте и величии.
Литмонтаж:
Ведущий 1:

Россия, наша Родина! Она неповторима, грандиозна, бесконечна. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Из земли Российской рождаются и чистые прохладные родники, воду которых называют живой, и горячие источники. Она у нас и лесная, и горная, и тундры в ней изрядно, и вечных льдов. В берега ей бьют океаны и моря. На ней извергают лаву и дышат в небеса вулканы.


Ведущий 2:

Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня.


Ведущий 3:

Чем сильнее и глубже отражает литература народную жизнь, тем она выше и вдохновеннее. Патриотическая поэзия издавна шла на сближение с народом, служила ему и брала свои мотивы из живой жизни, из народных чаяний и дум. Без неё трудно было бы постигнуть и понять душевный опыт нашего народа, воочию представить себе судьбы отечества в прошлом.

Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Огарев, Кольцов и Никитин, Некрасов и Тютчев - у всех у них самым заветным, самым сокровенным и бережно хранимым чувством было чувство родины. Оно составляло как бы существо поэта. Оно, в конечном счете, определило главную гражданственную ноту всей русской поэзии.
Ведущий 1:

Есть какая-то долговечная правда в сердечных и скромных стихах Алексея Николаевича Плещеева о нашей Отчизне:


Ведущий 3:

Ведь на свете белом всяких стран довольно,

Где и солнце ярко, где и жить привольно.

Но и там, при блеске голубого моря,

Наше сердце ноет от тоски и горя.

Что не видят взоры ни берез плакучих,

Ни избушек этих, сереньких, как тучи;

Что же в них так сердцу дорого и мило?

И какая манит тайная к ним сила?
Ведущий 2:

Поэтическое слово издавна воодушевляло бойца, с оружием в руках боровшегося за честь и достоинство Отечества. Так повелось со времен Ломоносова и Державина, так было и в Великой Отечественной войне, память о которой у нас столь свежа. Сильный и коварный враг, задавшийся целью поработить народы России хлынул на наши западные границы. «…Моя родина, моя родная земля, мое отечество - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе», писал 27 июня 1941 года в газете «Правда» Алексей Толстой.


Ведущий 3:

Верой и правдой служила поэзия воюющему в годы Великой Отечественной войны народу России. Она была как бы эхом народной ненависти к оккупантам, садистам и насильникам, разрушавшим наши памятники старины, осквернившим могилу Льва Толстого и усадьбу Чайковского, ведших прицельный артиллерийский огонь по Эрмитажу. Стихи поэтов завладевали сердцами рядовых бойцов и офицеров, читались тружениками тыла, заучивались школьниками. Часто они становились песней. На передовой они звучали с фронтовой эстрады, печатались в боевых листках и газетах; бойцы нередко вырезали их из газет и хранили в нагрудных карманах гимнастерок, посылали домой родным.


Ведущий 1:

Поэзия всегда была насущно нужна народу. В ней искали света, в ней видели выражение своих чувств и чаяний. Многие люди запоминали наизусть стихи и поэмы А. Твардовского и К. Симонова, М. Исаковского и О. Берггольц, И. Сельвинского и А. Прокофьева.


Ведущий 2:

Наша Родина – это наша Россия, великая страна покажет всему миру свою мощь и силу, славу и величие.


Ведущий 3:

Когда - нибудь,

Когда устанет зло

Пинать тебя,

Едва живую,

И на твое иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде ощутишь себя мессией.

И... расцветешь!

На зависть всем врагам

Непобедимая, Великая Россия!


Библиотекарь:

Много у нас хороших поэтов говорящих о Родине любящим голосом, который волнует и запоминается надолго. И сейчас мы с радостью прослушаем лишь малую частичку таких стихов, вошедших не только в российскую, но и в мировую классику. И произведения эти прочитаете нам вы, участники сегодняшнего конкурса патриотических стихов «И жизнь, и к Родине любовь…». А жюри по достоинству оценят ваше выступление.


Выступление участников конкурса
Ведущий 1: выступает первый конкурсант- это ученик 7 класса Максим Кирпичев со стихотворением В. Жуковского «Отчизне кубок сей друзья!».
Кирпичев Максим (В. Жуковский «Отчизне кубок сей друзья!») 7 класс
Ведущий 2: ученица 1 класса Осетрова Даша со стихотворением С. Есенина «Береза».
Осетрова Даша (С. Есенин «Береза») 1 класс.
Ведущий 3: Ученики 2 класса Кучин Никита и Бархатов Илья со стихотворением Дмитрия Пенцова «Россия-родина моя!»
Кучин Никита и Бархатов Илья (Д. Пенцов «Россия – Родина моя!»)2 класс.
Ведущий 2:Филлипова Татьяна , ученица 6 класса со стихотворением Симонова «Родина».
Филлипова Таня (Симонов «Родина») 6 класс.
Ведущий 1:Ученики 4 класса Устинов максим, Попов Михаил, Пегушева Таня и Змеева Лиза со стихотворением Ивана Савичева Никитина «Русь».
Устинов Максим, Попов Миша, Пегушева Таня, Змеева Лиза (И. Никитин «Русь») 4 класс.
Ведущий 2: ученицы 3 класса Кандакова Настя и Алена Антропова со стихотворением каргапольской поэтессы Людмилы Макаровой «Каргаполью 80 лет!».
Кандакова Настя и Антропова Алена (Л. Макарова «Каргаполью 80!») 3 класс.
Ведущий 3: Ученик 5 класса Банников Игорь со стихотворением Николая Огарева «Сторона моя родимая»
Банников Игорь (Н. Огарев «Сторона моя родимая») 5 класс.
Ведущий 1:Выступает ученица 2 класса Змеева Варвара со стихотворением Ирины Агеевой «Флаг России – триколор».
Змеева Варвара (И. Агеева «Флаг России-триколор») 2 класс.
Ведущий 2:Бекметова Юльнара, ученица 8 класса со стихотворением Анатолия Ботникова «Историю нельзя переписать...»
Бекметова Юльнара (А. Ботников «Историю нельзя переписать…» 8 класс
Ведущий 3:Выступает ученик 10 класса Канашов Саша со стихотворением Лермонтова «Родина»
Канашов Саша (Лермонтов «Родина»)10 класс.
Ведущий 1:Лена Канашова, ученица 9 класса со стихотворением Ольги Бергольц «Родине..»
Канашова Лена («О. Бергальц «Родине..») 9 класс.
Ведущий 3:……………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..


Подведение итогов (заседание членов жюри)
Обзор книг на выставке: «Люблю Отчизну я…»

  1. Люблю Отчизну я…: Стихи, рассказы, сказки русских писателей. – М.: Детская литература, 1983. – 495с.

  2. Моя Родина: Сборник стихов. - М.: Детская литература, 1982. – 32с.

  3. Певец во стане русских воинов: Сборник стихов о ратном подвиге. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 287с.

  4. Пою мое Отечество: Избранные произведения советской поэзии. – М.: Художественная литература, 1969. – 567с.

  5. Родина: Стихи русских поэтов. – М.: Детская литература, 1986. – 271с.

  6. Стихи о Родине: Сборник. – М.: Современник, 1984. – 80с.

  7. Фирсов В. Чувство Родины: Стихи и поэмы. – М., 1971. – 335с.

Награждение победителей
Заключение:

Родина - понятие не просто географическое, но и социально-историческое, духовное. Священная земля отцов – наше великое Отечество. И потому, прежде всего, социально-историческое, духовное познание ее - важнейший показатель гражданской зрелости каждого поэта, каждого человека, и нас с вами в том числе.

Конкурс этот мы рассматриваем, прежде всего, как приглашение вас, юных читателей нашей библиотеки, к более основательному знакомству со стихами российских поэтов о Родине, многие из которых начинали серьезно размышлять на эту тему в возрасте том же самом или ненамного старше, чем у вас.

О своем долге перед Родиной и о любви к ней надо помнить уже в отрочестве. И пусть напутствием в этих размышлениях для вас станет совет поэта Александра Прокофьева:

Нам надо знать свою Россию.

Пора пришла. И силы есть!

Мы должны быть готовыми к тому, чтобы приумножить и передать будущим поколениям завещанное нам на вечные времена духовное наследие воинских патриотических традиций и неразрывных с ними традиций миролюбия, добрососедства. Но, если окажется Родина в беде, вновь «пойдем туда, - как сказано в напутственном слове Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы - прославим жизнь свою миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили!»

Этот конкурс учит вас, ребята, еще сильнее любить и ценить нашу Родину, ее богатую природу, ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства которого предстоит всем нам.


В один конкурс, разумеется, нельзя было вместить всех выдающихся поэтов прошлого и настоящего. С их творчеством вы сможете познакомиться сценарий о родине и истории и в школьных хрестоматиях и во многих других изданиях для детей и взрослых. Конкурс ставил своей целью лишь приоткрыть дверь в богатейший мир великого классического наследства, в мир прекрасного искусства – художественного слова.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий концерта «Россия Родина моя». Воспитателям детских садов Угловая коррекция зубчатых колес

Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории Сценарий о родине и истории

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ