Закрыть ... [X]

Статус медицинских вузов

На правах рукописи

ЗАСЫПКИНА

Татьяна Андреевна

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

14.02.05 – социология медицины

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Волгоград - 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ


Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук,

доктор юридических наук, профессор

^ СЕДОВА Наталья Николаевна


Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, доцент ФоминаТатьяна

Константиновна

кандидат медицинских наук,

^ Быкова Ольга Ивановна


Ведущая организация:

Пятигорская государственная

лингвистическая академия

Защита состоится 23 октября 2010 года в 10 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1, ауд.4-07.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

Автореферат разослан « 17» сентября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доцент



Л.М. Медведева

^ Актуальность темы исследования. Проект «Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года» рассматривает библиотеки как социальный институт, который призван поддерживать и развивать идеи демократии, продвигать в жизнь важнейшие государственные реформы, активно влиять на процессы модернизации науки, образования, инновационного развития экономики, культуры и социума.

Услуги, которые предоставляют библиотеки гражданам России, определены одним из факторов поддержки государственной социально - эко-номической политики и содействия образованию и культурному развитию граждан, обеспечивающим выход России в общемировое или, как его еще называют, глобальное информационное пространство. Последние годы характеризуются наступлением нового этапа в развитии библиотечного дела в стране, в связи с подготовкой проекта концепции и усилением внимание к работе библиотек со стороны правительства, политических партий и крупнейших Интернет – фирм.

В соответствии со сложившейся многовековой исторической традицией, миссию и деятельность библиотек принято связывать со сферами

науки, образования, культуры и просветительства.

Трансформация образовательной системы, вызванная информатизацией и структурными изменениями общества, повышением роли знания как основы цивилизационного развития, детерминирует не только стратегию университетов, но и стратегию вузовских библиотек. А изменение самой системы образования, развитие идеи непрерывного образования на протяжении всей жизни, саморазвития личности, возрастание значения информационной культуры личности студента, врача-педагога, врача-ученого ведет к изменению социальной роли и статуса библиотеки университета. Она превращается из элемента инфраструктуры вуза в равнозначный с другими субъект образования.

В то же время, социальный статус научной библиотеки актуализируется дифференцированно – в зависимости от сферы научно-образовательной деятельности, потребности которой она удовлетворяет. И в этом смысле уникален процесс институализации библиотек медицинского направления, поскольку сама медицина есть сложный комплекс знаний, оценок и деятельности, а характер потребления информации в ней не является сугубо естественно научным или сугубо гуманитарным – он есть и то, и другое. Сложная система связи истин и ценностей, высокая значимость не только самой информации, но и способов ее использования в медицине, интеграция в одной информационной системе цифровых и бумажных носителей позволяет говорить об особом статусе научной библиотеки в медицине вообще и медицинском вузе, в частности. К сожалению, специально этот вопрос до сих пор не рассматривался.

^ Степень разработанности проблемы. Проблема статуса научной библиотеки в медицинском вузе в социологии, практически, не разработана.

Однако нужно отметить, что имеется ряд библиотековедческих и социологических исследований, касающихся изучения информационных запросов ученых различных областей человеческого знания, включая и медицинскую науку.

Среди этих исследований условно выделим следующие группы:


  1. К первой группе можно отнести работы И.Г.Васильева и др. (2001)

по проведению социологических исследований в библиотеках с учетом изменений в теоретических и методических подходах, получивших широкое распространение в социологической науке.

2. Новейшие исследования по библиосоциологии, утвердившейся в качестве специфической отрасли социологического знания, которая граничит и с книговедением и библиотековедением. Отметим представителей этой группы исследователей: Дж.Ш.Шира, И.А.Бутенко, Р.А.Трофимова, Т.А.Тетерина и др.

3. Работы, по изучению различных аспектов деятельности вузовских библиотек таких ученых, как: И.П.Бургер, Г.С.Ерохина, М.Я.Дворкина, И.С.Пилко, Ф.П.Демидюк, А.С.Арзуханова, С.В.Заборовская, А.С.Чачко и других.

4.Глобальным вопросам информационного обеспечения здравоохранения в соответствии со стратегией Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) посвящены научные труды сотрудников РМБИЦ Татарстана под руководством известного ученого - новатора Ю.Н.Дрешер.

5.Особо следует отметить работы Б.Р.Логинова, директора ЦНМБ; О. И.Танич; В.Н.Лысухина; В.А.Ядова; Т.В.Беляковой; Г.В.Варганова; А.С.Георгиевской; М.Е.Илле; З.Н.Замкова, посвященных изучению видового многообразия и специфики информационных потребностей ученых-медиков и специалистов здравоохранения.

^ Цель исследования – эксплицировать социальный статус научной библиотеки в медицинском вузе как специфического агента информационной социализации.

Данная цель достигается решением следующих научных задач:


  • проследить формирование библиотеки как институализированного субъекта конкретно-исторической эпохи: от древности до постмодернизма;

  • определить институциональные параметры (структурно-функциональные характеристики) библиотеки как информационного агента социализации;

  • провести анализ правового поля деятельности библиотек и контентный анализ изменений в их деятельности в информационном обществе;

  • на материале социологического исследования проанализировать отношение участников процесса социализации к НМФБ как к ее информационному агенту;

  • разработать рекомендации по оптимизации деятельности НФМБ в контексте выявленных институциональных характеристик.

^ Объект исследования: объекты социализации медицинского образования.

Предмет исследования – особенности институционального статуса НФМБ как информационного агента социализации.

^ Гипотеза исследования. Проблема библиотечно-информационного обслуживания, деятельность библиотеки медицинского университета, как субъекта социализации, относится одновременно к нескольким дисциплинам: к социологии образования, социологии науки и социологии культуры. Отсюда вытекает и тройственность методологии исследования – с одной стороны – работа в помощь учебному процессу, с другой – в помощь воспитательной работе, и с третьей – в помощь научным исследованиям. Особенностью деятельности библиотек в современную эпоху является интеграция носителей информации и формирование сбалансированного отношения у потребителей библиотечных услуг к разного рода информации. Поскольку медицина является особым видом профессиональной деятельности, имеющим отношение к высшим ценностям – жизни, смерти, здоровью – социальная роль библиотеки в институциональном поле медицины требует специального медико-социологического анализа.

^ Научная новизна исследования состоит в выявлении и комплексном изучении трансформации информационных потребностей читателей научной библиотеки медицинского университета: студентов, преподавателей, ученых и представителей отдельных структурных подразделений вуза, состоит в выявлении и комплексном анализе структурно-функциональных и познавательно-ценностных характеристик научной фундаментальной медицинской библиотеки как информационного агента социализации.

Проведя институциональный анализ трансформации библиотек на протяжении истории человеческой цивилизации, диссертант показал, что библиотека является институциализированным субъектом каждой конкретно-исторической эпохи, ее социальные функции и структура определяются сменой социокультурных ситуаций.

Полифункциональность НФМБ как компонента трех институциональных комплексов в полной мере проявляется в условиях ее работы в медицинском вузе. Именно здесь происходит структурирование НФМБ как агента социализации, объектом которого выступают не только студенты, но и все ролевые участники данной системы – преподаватели, научные работники, post-graduate students, административные и технические работники, даже бывшие выпускники вуза.

Диссертант обосновал положение о том, что НФМБ является специфическим агентом социализации. Ее ролевое воздействие определяется иерархичностью функций, главная из которых - информационная. Поэтому справедливо определение НФМБ как информационного агента социализации в медицинском вузе. Оптимизация данной роли основана на применении адекватных средств, поэтому принципиальным для деятельности НФМБ является сочетание традиционных методов воздействия с современными. Это реализуется в ценностном отношении к печатным изданиям и активном внедрении новых информационных технологий. Комплементарность данных методов можно трактовать как закономерность функционирования НФМБ. При этом разные методы информационной работы могут только дополнять друг друга, но не вытеснять.

Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях, выносимых на защиту:


  1. Научная фундаментальная медицинская библиотека (НФМБ) создается и функционирует как составная часть сразу трех социальных институтов – медицины, науки и образования. Осуществляя роль транслятора культурных ценностей, она, одновременно, формирует поле социального взаимодействия указанных институтов.

  2. В группе студентов – постоянных посетителей библиотеки, наблюдается гендерная и возрастная специфика: доля женщин в группе постоянных читателей превышает их долю в общем количестве студентов на 24,1%. Большинство постоянных читателей – молодые люди в возрасте от 20 до 22 лет (83,7%), что позволяет утверждать: группа постоянных посетителей библиотеки формируется в результате вузовской социализации, одним из агентов которой выступает сама библиотека.

  3. Первое рейтинговое место электронных ресурсов в ответах на вопрос об источниках информации, свидетельствует об активности данной группы читателей. Здесь уже отчетливо проявляется комплексный подход к библиотеке и как к источнику печатной информации, и как к источнику электронной информации. Более чем у трети респондентов (39,2%) к третьему курсу уже сформировано отношение к пользованию библиотекой как к необходимому условию выполнения своей социальной роли – роли студента.

  4. Полученные данные говорят о том, что большинство преподавателей рассматривает работников библиотеки как интеллектуальных партнеров (64,4%), но, примерно, треть из них привыкли работать самостоятельно и не обращаются за помощью. Основной целью пользования библиотекой ППС является научная работа. Второе ранговое место занимает самообразование и повышение квалификации, третье – подготовка к учебным занятиям. Чаще всего респонденты испытывают необходимость обращения в библиотеку при написании научных статей, работе над диссертацией и подготовке научных сообщений на конференциях, съездах, симпозиумах, при этом первое ранговое место заняла работа над диссертацией.

  5. В ходе исследования выявлено, что наиболее популярными являются специальная профессиональная литература и научная периодика. Естественно, что в наши дни, в условиях информационной среды, ППС выделяют Интернет на второе место, как наиболее удобный и быстрый способ получения необходимой информации по теме. Почти треть опрошенных (29,6%) не испытывают трудностей при работе в библиотеке, но больше трети (35,8%) испытывали трудности поискового характера.

  6. Итоги фокус-группы показали, что все участники процесса вузовской социализации единодушны в признании ценности фундаментальной научной библиотеки как информационного центра и социализирующего субъекта. Различия в подходах к оценке роли библиотеки обусловлены, в большей степени, профессиональным опытом присутствующих, чем идеологическими разногласиями между ними. Работники библиотеки считают самым важным модернизировать информационную и технологическую структуру библиотеки. Научные работники и преподаватели обеспокоены низкой востребованностью печатных изданий, некритичным отношением к информации, почерпнутой из Интернета в студенческой среде.

Эмпирическую базу исследования составили данные анкетирования 760 студентов ВолГМУ среди постоянных посетителей библиотеки (метод сплошной выборки), данные анкетирования 59 преподавателей различных кафедр университета – постоянных посетителей библиотеки, протокол фокус - группы «Роль фундаментальной научной библиотеки в медицинском вузе» (проводилась 12 июня 2010 г. на базе Волгоградского государственного медицинского университета). Табличные данные (диаграммы, рисунки), материалы фокус-группы представлены в третьей главе исследования. Образцы разработанных анкет для студентов и ППС приведены в Приложении.

^ Методология исследования. Работа выполнена в категориальном поле социологии медицины. Автор опирался на положения фундаментальных работ академиков РАМН А.В.Решетникова и В.И.Петрова, идеи специалистов в области социологии образования и культуры: А.И.Кравченко, М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги, Ю.Г.Волкова, В.И.Добренькова, В.Н.Нечипуренко, А.В.Попова, В.А.Цвыка, А.П.Арнольдова; фундаментальные работы западных социологов: Р.Мертона, Т.Парсонса, Р.Дингвола, П. Левиса и др. В работе использовались также основные положения теории библиографии и библиотековедения (Л.И.Владимиров, Ю.Н. Столяров), а также наработки представителей нового направления – библиосоциологии.

В работе использованы методы системного, структурно-функционального и проблемного анализа, одномерной и многомерной группировки данных, типологизации, теоретического и эмпирического обобщения.

^ Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации состоит в комплексном анализе институциональных характеристик научной фундаментальной медицинской библиотеки и экспликации ее роли как информационного агента социализации.

Материалы диссертации могут быть использованы:

а) в методологическом плане – для разработки проблем информационно-библиотечного обслуживания специалистов-медиков в социологии медицины и библиосоциологии;

б) в операциональном плане – как основа для разработки организационно-правовых документов деятельности научных медицинских библиотек городского и регионального уровней;

в) в учебно-методическом плане – как материал для лекций по информационной культуре (додипломная и постдипломная стадии обучения), лекций по социологии медицины, социологии образования, библиосоциологии и библиографии.

^ Апробация диссертации проходила на научно-практических форумах разных уровней: (Волгоград, 2005,2008, 2009,2010, Саратов, 2009, Ярославль, 2010 и др.). Диссертантом разработан и читается в Волгоградском государственном медицинском университете учебный курс в рамках «Введения в специальность» для студентов 1-х курсов «Информационная культура студента - медика», для студентов 4-х курсов всех факультетов «Информационная культура молодого врача-исследователя», для клинических ординаторов 1-2 года обучения и аспирантов «Отечественные и зарубежные источники информации по медицине и смежным наукам».

По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, в том числе 3 в журналах, включенных в Перечень ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (200 источников) и приложений. Объем работы – 175 стр.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во ВВЕДЕНИИ характеризуется актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрывается степень разработанности проблемы, дается общая характеристика структуры работы.

Глава 1. «Библиотека как институциональный субъект медицинского образования» посвящена историко-философскому и историко-социальному анализу проблемы и содержит два параграфа.

В §1.1. «Формирование библиотеки как институализированного субъекта конкретно-исторической эпохи» представлен обзор отечественных и зарубежных источников, дающий представление об институциональных сменах библиотек в истории от глубокой древности до настоящего времени, а также о связи библиотек с культурными системами к которым они принадлежали. В Древности библиотеки рассматривались как структуры, воспроизводящие определенную сферу общественной жизни, стабилизирующие социальную динамику. Одновременно со сменами культур происходят изменения системы критериев отбора и способов хранения и использования документов (текстов). Существование библиотек соответствовало господствующим в обществе представлениям о ценности определенных видов информации.

На основании обзора литературы сделан вывод о том, что формирование представлений о социальной роли библиотек в различные исторические периоды связано с философскими взглядами, господствующими в обществе. Их социальные функции и структура определяются сменой социокультурных ситуаций.

В §^ 1.2. «Особенности создания и развития библиотек в медицинских вузах�� рассматривается деятельность этих библиотек с учетом

трансформации информационных потребностей в процессе изменения научных и культурных учреждений и институтов в ходе социально-экономического развития общества. Проведенный анализ библиотечных фондов, корпоративной деятельности по созданию современных БД, библиотечно-информационного обслуживания крупнейших медицинских библиотек вузов России, показал наличие структурно-функционального инварианта библиотечной практики в медицинских вузах. Библиотеки адаптируются к социальным условиям изменением форм обслуживания ученых-медиков, обновляя и расширяя свой технический потенциал, решая проблему информационного обеспечения читателей с помощью применения инновационных библиотечных технологий. Библиотека, в своем генезисе, приобретает определенные институциональные характеристики, благодаря которым она становится самостоятельным структурным компонентом в системе высшей медицинской школы. Комплементарность научным и образовательным структурам обеспечивается выполнением библиотекой определенных социальных функций. Среди них – просветительская, образовательная, воспитательная.

В § ^ 1.3. «Юридическая институализация библиотечного дела» рассматриваются проблемы юридического статуса библиотек. Несмотря на благоприятный правовой режим организации библиотечной деятельности в стране, существуют трудности при создании полнотекстовых электронных библиотечных коллекций (ЭБ), что связано с проблемами авторского права, и, в значительной мере, тормозит деятельность библиотек по оцифровке своих фондов. Создание ЭБ- веление времени, о чем свидетельствуют ответы респондентов. (13,5% преподавателей хотели бы иметь доступ к электронным вариантам книг и журналов библиотеки через Интернет и 2,7% выразили желание о переводе библиотеки в электронный вид). Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения также касаются, в первую очередь, и медицинских библиотек, которые должны оперативно информировать ученых-медиков о новых законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

^ Глава 2. «Научная медицинская библиотека – информационный агент социализации в вузе» содержит три параграфа и дает анализ дея-тельности библиотеки в раскрытии ее ролевого статуса как информационного агента социализации.

В § ^ 2.1. «Структурно-функциональные характеристики НФБ как информационного агента социализации» диссертантом проведен контент-анализ текущих документов и годовых отчетов о работе библиотеки медуниверситета за последние 11 лет. Основные показатели работы библиотеки: количество читателей, посещений, книговыдач лежат в основе характеристики интенсивности библиотечного обслуживания. Ежегодно наблюдается прирост числа читателей, что характеризуется увеличением контингента вуза. Однако в последние годы, наблюдается некоторое снижение книговыдач и посещений. Это объясняется растущей популярностью Интернета и электронных ресурсов (рис.1). Тенденция сокращения этих показателей не только среди российских, но и зарубежных университетских библиотек подтверждают исследования (National Center for Education Statistics – NCES).

^ Рис.1. Динамика библиотечного фонда 2003-2009гг.

Постоянный прирост фонда научной медицинской библиотеки, пополнение его новейшими научными, справочными и учебными материалами способствует формированию научного мировоззрения студента-медика, развитию профессиональных отношений, ценностей и норм.

^ Рис. 2. Динамика книжного фонда 2007-2008 гг.

Методология институционального анализа позволяет выявить основы распространения в российском социуме медицинской культуры и образования, а также их специфику. Информационно-библиографическая деятельность научной библиотеки содействует решению одной из основных задач социализации – формированию социальной позиции профессионала-медика - на до- и последипломном этапе подготовки специалистов для отечественного зарубежного здравоохранения.

В §^ 2.2. «Информационное обеспечение научной деятельности�� приведен анализ этой функциональной составляющей деятельности библиотеки (кейс-стадис, включенное наблюдение). Диссертант раскрывает особенности структурирования НФМБ как агента социализации, объектом которого выступают все ролевые участники этой системы: студенты, активно занимающиеся НИРС и УИРС, преподаватели, сотрудники университета, post-graduate students, слушатели факультета усовершенствования врачей (бывшие выпускники) – организаторы здравоохранения. Проведенный анализ показал, что комплементарность использования, как традиционных, так и инновационных методов информационного обеспечения научной деятельности, является закономерностью функционирования библиотеки. Постоянная работа по совершенствованию методов информационно-библиографического обслуживания специалистов с учетом институциональных изменений медицинского образования и науки, позволяет коллективу библиотеки наиболее полно и адекватно выполнять запросы читателей.

§ ^ 2.3. «Библиосоциализация будущих врачей» раскрывает роль библиотеки как транслятора культурных ценностей, одновременно формируя поле взаимодействия трех социальных институтов - образования, науки и культуры. В наибольшей степени социализирующее влияние библиотеки на студентов сказывается в гуманитарно-просветительской работе. Эта работа проводится на основе « Концепции воспитательной работы в ВолГМУ». Диссертант анализирует наиболее эффективные и инновационные методы информационно-воспитательной работы со студентами-медиками с целью их социальной адаптации.

Важнейшим фактором являются информационные компетенции в образовании на протяжении всей жизни и, особенно, в годы учебы в университете. И здесь важная, ключевая роль принадлежит библиотеке вуза, как члену образовательного сообщества.

^ В главе 3 «Отношение участников процесса вузовской социализации к НФМБ как институализированному субъекту медицинского образования» диссертант выясняет отношение объектов социализации к библиотеке как институциализированному субъекту медицинского образования с помощью двух больших классов социологических опросных методов: анкетирования и фокусированного глубинного группового интервью.

§ ^ 3.1. «Отношение студентов к НФМБ как институализированному субъекту медицинского образования (по материалам анкетирования)» содержит результаты социологического исследования студентов медицинского университета. Подавляющее число респондентов - это молодые люди в возрасте от 20 до 22 лет. Причем девушки являются более активными читателями библиотеки, чем юноши.

^ Рис. 3. Источники получения информации

Группа постоянных посетителей библиотеки формируется в результате вузовской социализации, одним из агентов которой выступает библиотека. На рис.3 видно, что среди источников получения информации, первое место принадлежит электронным ресурсам. Важную роль рекомендациям преподавателя отводит каждый второй опрошенный, это свидетельствует о высокой компетентности преподавателей и их авторитете среди студентов. На третьем месте – рекомендации сокурсников и старшекурсников.

Среди библиотечных ресурсов приоритеты принадлежат каталогам, выставкам новинок литературы и указателям. 5,9% интервьюируемых пользуются традиционными каталогами и картотеками библиотеки; 3,38% используют библиографические указатели при выборе необходимой литературы. 1,7 % из общего числа студентов используют выставки новых

поступлений, информационные стенды, оформленные в различных отделах библиотеки.

Среди электронных ресурсов получения информации студенты на первое место выделяют Интернет-ресурсы, а второе и третье места в рейтинге соответственно занимают библиотечные ресурсы. В целом ответы респондентов позволяют сделать вывод о том, что все читатели охвачены современными библиотечно-информационными технологиями. При поиске законодательных документов по медицине и здравоохранению 2,9% респондентов пользуются поисковой системой «Консультант плюс». Это позволяет диссертанту сделать вывод о том, что постоянные посетители библиотеки – это современные, хорошо подготовленные пользователи, при поиске информации обращающиеся, в первую очередь, к электронным средствам и рассматривающие библиотеку как одну из возможностей рационального использования этих средств. Т.е. проявляется комплексный подход к библиотеке и как к источнику печатной информации, и как к источнику электронной информации. Анкетирование показало, что в группе постоянных посетителей библиотеки информационные потребности развиты достаточно хорошо. При этом распределение этих потребностей соответствует логике научного поиска. Для читателей характерна ориентация на контент и на выработку стратегии поиска. Отношение к библиотеке достаточно индивидуализировано, приоритеты соответствуют характеру основной деятельности – учебной и научной. Более чем у трети респондентов к третьему курсу уже сформировано отношение к пользованию библиотекой как к необходимому условию выполнения своей социальной роли – роли студента.

В § ^ 3.2. «Отношение профессорско-преподавательского состава к НФМБ (по материалам анкетирования)» приводятся данные социологического исследования, проведенного автором.

Распределение респондентов в выборке по приведенным в таблицах показателям соответствует общему распределению по вузу. Преподаватели принимали активное участие в опросе и заинтересованно, быстро ответили на

вопросы, предложенные в анкете. Профессорско-преподавательский коллектив университета принадлежит сразу к двум отрядам интеллигенции – работникам образования и медицинским работникам. Это создает особую специфику в их отношении к научной информации. Источник значения и влияния интеллигенции - знание как один из главных компонентов богатства и могущества общества. Естественно, интеллигенция всегда была тесно связана с развитием библиотечного дела. Работающие в медицинском вузе преподаватели нуждаются в информации разноплановой, но на первом месте стоит профессиональная научная информация, на втором – информация, необходимая для обеспечения образовательного процесса. Как и все представители интеллигенции, преподаватели медицинского вуза постоянно обращаются к художественной литературе. Ответы на первый блок анкеты ясно показывают, что практически все опрошенные, (96,8%), пользуются фондом научно-фундаментальной библиотеки «ГОУ ВПО ВолГМУ Росздрава». Среди тех, кто редко обращается в библиотеку, высок процент получающих необходимую информацию с помощью мировой паутины, наличием прекрасных библиотечных собраний книг и периодики на кафедрах. Причем сотрудники библиотеки помогают организовать кафедральные передвижки, а также библиотеки и справочно-поисковый аппарат к ним (на кафедрах офтальмологии, анестезиологии и реаниматологии ФУВ и др.). На рис. 4 наглядно показаны основные цели обращения ППС в библиотеку. Первое место в рейтинге – научная работа (37,6%), второе – повышение квалификации и самообразование (25,9%) и третье – подготовка к занятиям.

^ Рис.4. Цели пользования библиотекой

Можно сделать вывод о том, что преподаватели, как представители интеллигенции относятся к библиотеке как научному, информационному и культурному центру, сосредоточию знаний. При ответе на вопрос с какой целью они обращаются в библиотеку, респонденты подчеркивали научную направленность целей. Работа над диссертацией, подготовка научных статей,

сообщений на конференциях и симпозиумах. Прежде всего, ППС позиционируют себя в качестве научных работников, а затем как преподавателей вуза. На втором месте в рейтинге – подготовка к занятиям.

Большинством преподавателей 64,4% рассматривает библиотекарей как интеллектуальных партнеров, но около трети привыкли к самостоятельной работе и не обращаются за помощью. В целом же, можно сказать, что респонденты доверяют высокой квалификации, профессионализму и компетентности библиотекарей и в библиотеку с просьбой подобрать литературу по специальным темам. Качественный состав научных кадров университета подтверждается данными исследования. Среди респондентов 56,6% ассистентов и 18,3% доцентов кафедр, 11,7% заведующих кафедрами, 1,6% докторантов и 5% аспирантов.

§ ^ 3.3. «Отношение представителей разных структурных подразделений вуза к роли фундаментальной библиотеки (на материале фокус-группы)» раскрывает отношение к роли библиотеки представителей самых разных групп потребителей информационно-библиотечных услуг. Был применен метод свободной дискуссии в рамках разработанного модератором сценария. Присутствовал раздаточный материал – таблицы, фотодокументы, раскрывающие основные направления деятельности библиотеки в помощь научной, учебной, воспитательной работы университета, историческая справка, статистические данные.

Метод фокус – групп активно применяется в отечественных социологических эмпирических исследованиях. Применение этого метода требует большой, серьезной подготовительной работы. Прежде всего, разрабатывается сценарий, куда включаются такие проблемы, как: методика формулировки вопросов, манера поведения модератора, основные этапы метода. Нами был избран метод свободной дискуссии в рамках разработанного модератором сценария.

Подводя итоги фокус-группы, можно заключить, что все ее участники были единодушны в признании ценности вузовской фундаментальной научной библиотеки как информационного центра и не сомневались в том, что ее институализация имеет целью формирование статуса библиотеки как полноценного агента социализации. Причем, объектами социализации выступают как студенты, так и преподаватели и научные работники. Различия в подходах к оценке роли библиотеки были обусловлены, в большей степени, профессиональными интересами участников, представлявших все заинтересованные группы – преподавателей, студентов, работников библиотеки. Эти подходы заключаются в следующем:


  • Работники библиотеки посчитали главной задачей повышения ее социального статуса модернизацию информационной и технологической структуры библиотеки.

  • Научные работники и преподаватели считают недостаточной востребованность печатных изданий, они обеспокоены некритичным отношением к информации, почерпнутой из Интернета в студенческой среде. Координацию работы студентов с Интернет-информацией представители данной группы респондентов считают одной из главных функций современной научной медицинской библиотеки.

  • Представители гуманитарного блока дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе, отметили, что негативное влияние на роль библиотеки медицинского вуза оказывает снижение культуры чтения и культуры работы в библиотеке, причины которого они видят в дефектах школьного образования и воспитания.

  • Специалист по информатике и специалист по социологии медицины полагают, что дифференциация источников информации не снижает роль библиотек, а, наоборот, позволяет им оказывать более вариативное социализирующее влияние на потенциальных и актуальных пользователей.

  • Работники библиотеки не приемлют термин «пользователь», равно как и термин «библиотечная услуга», что косвенно свидетельствует об их неготовности рассматривать свою организацию как интегрированную в рыночные отношения.

^ В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены итоги исследования. Диссертант считает, что в целом подтвердилась гипотеза о том, что проблема библиотечно-информационного обслуживания, деятельность библиотеки медицинского университета, как субъекта социализации, относится одновременно к нескольким дисциплинам. А именно: к социологии образования, социологии медицины, как науки и социологии культуры. Отсюда вытекает и тройственность методологии исследования – с одной стороны – работа в помощь учебному процессу, с другой – в помощь воспитательной работе, и с третьей – в помощь научным исследованиям.

Сделан вывод о том, что методология исследования должна базироваться на идеях системного подхода к библиотеке, как информационному агенту социализации, отдельных положениях теории социальной коммуникации и их интерпретации в рамках научно-образовательного процесса в медицинском университете, процесса адаптации

и социализации студентов-медиков.

По теме диссертации опубликованы следующие научные работы:

1. Засыпкина Т.А. Плагиат, как нарушение статус этических норм при проведении научных исследований в медицине /Т.А.Засыпкина //Биоэтика.-2010.- №1.-0.3 п.л.

2.Засыпкина Т.А. Авторское право в медицине. /Т.А.Засыпкина, В.С.Карманова //Мед. право.-2010.-№3. – 0,3 п.л.

3.Михайлова Д.О. Медицинская периодика как объект интереса фармацевтических компаний /Д.О.Михайлова, А.В.Басов, Т.А.Засыпкина //Астрахан. мед. журн.-2010.-№3.-0,4 п.л.

4.Ковалева М.Д. Гендерная проблематика в социологии медицины /М.Д.Ковалева, С.А.Варгина, Т.А.Засыпкина //Гендерные стереотипы и проблемы социализации молодежи в современных условиях полиэтнического взаимодействия.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.-0,3 п.л.

5.Засыпкина Т.А. Мониторинг удовлетворенности пользователей медицинской библиотеки университета (ППС и студентов)/ Т.А.Засыпкина //Информационные технологии в медицинских библиотеках: Сб. материалов конф. - Ярославль, 2010.- 0,3 п.л.

6.Засыпкина Т.А. Социологические исследования как элемент мониторинга информационного поведения студентов – медиков - пользователей научной медицинской библиотеки /Т.А.Засыпкина // Социология медицины – реформе здравоохранения: Материалы науч.-практ. конф., Волгоград. /Под ред. акад. РАМН В.И.Петрова; проф. Н.Н.Седовой.- Волгоград, 2010.-0,6 п.л.

7.Засыпкина Т.А. От информации к знаниям: Роль научной библиотеки ВолГМУ в информационном обслуживании студентов и преподавателей /Т.А.Засыпкина //Бюл. Волгогр. Научного центра РАМН.- 2006.-0,2 п.л.

8.Щекин Г.Ю. Генезис социологии медицины как методологии институциональных исследований охраны здоровья /Г.Ю.Щекин, Т.А.Засыпкина, Т.Г.Ефремова //Человек в пространстве болезни: гуманитарные методы исследования медицины: Сб.науч. ст. /Под ред. Е.А.Андриановой.- Саратов: Изд. Центр «Наука», 2009.- 0,6 п.л.

9.Засыпкина Т.А. Влияние фармацевтических компаний на содержание и направленность медицинской периодической печати /Т.А.Засыпкина, А.В.Басов //Инновационные достижения фундаментальных и прикладных медицинских исследований в развитии здравоохранения Волгоградской области: Сб. науч. тр. Под ред. В.И.Петрова.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009.-0,4 п.л.

10.Засыпкина Т.А. Инновационная деятельность научно-фундаментальной библиотеки Волгоградского государственного медицинского университета /Т.А.Засыпкина //Университетские библиотеки: от традиций к инновациям. Волгоград: ВолГТУ, 2008.- 0,3 п.л.

11.Засыпкина Т.А. Работа научно-фундаментальной библиотеки ВолГМУ по адаптации студентов-инвалидов к учебному процессу /Т.А.Засыпкина //Адаптация людей с ограниченными возможностями в научно-образовательном пространстве вуза: межрегион. науч.-практ. конф. /ВолГУ.-Волгоград, 2008.- 0,2 п.л.

12.Засыпкина Т.А. Специфика современного информационно- библиографического обслуживания читателей в медицинском университете /Т.А.Засыпкина: Материалы науч.- практ. конф., г. Волгоград, 4 апреля 2005.-0,3 п.л. - [Электрон. ресурc].- режим доступа: http: //www.volsu.ru /BIBL /archive/konfer/text/zasypkina.pdf.

13Засыпкина Т.А. Работа научной библиотеки в помощь учебному процессу /Т.А.Засыпкина //Организационно-методическое обеспечение учебного процесса ВолГМУ. 2003-2008гг. /Под ред. акад. РАМН В.И.Петрова.- Волгоград, 2008.- 0,6 п.л.

14.Засыпкина Т.А. Литература о жизни и деятельности профессора А.М.Водовозова /Т.А.Засыпкина //Световые рефлексы глазного дна и их клиническое значение.- Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998.- 0,3 п.л.

ЗАСЫПКИНА

Татьяна Андреевна

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Подписано в печать 14.09.10. Формат 60 x 84/16 Бум. тип. N 1.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1.0 Тираж 100. Заказ 18.

Издательство Волгоградского государственного медицинского университета

400131, Волгоград, площадь Павших борцов, 1



Рекомендуем посмотреть ещё:



Медицинские вузы Краснодара. Медицинские институты, академии Гепатит с плохие зубы

Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов Статус медицинских вузов

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ